Найти в Дзене
Юрий Васьков

ЗАПИСКИ О СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЕ А.А. НАУМОВА

Екатерина Алексеевна Ложкина. Автор Записок. Фото 1960-70-х г.г.
Екатерина Алексеевна Ложкина. Автор Записок. Фото 1960-70-х г.г.

“Мне хотелось бы оставить своим детям родословную запись наших предков, по которой вы можете разобраться в своей наследственности, какие черты характера от кого унаследованы».

Такую приписку сделала к воспоминаниям в 1968 году Екатерина Алексеевна Ложкина (1885-1975), из рода Ляпустиных, которая приходится внучкой Александре Никитичне Миртовой, которая, в свою очередь является бабушкой Александру Андреевичу Наумову. Одним словом, А.Н. Миртова была для них бабушкой.

Воспоминания Е.А. Ложкиной попали в Камышлов после приезда в наш город в 2004 году Александра Владиславовича Колесова. Е.А. Ложкина приходится ему прабабушкой. Она рассказывает о многих своих родственниках, мы же познакомимся с теми людьми, кто больше своим вниманием окружал А.А. Наумова, и мог повлиять на становление его характера.

В воспоминаниях Е.А. Ложкиной Александра Никитична Миртова (урожденная Щеглова) - женщина суровая, эгоистичная. «Мы, внуки, - пишет она, - никогда не знали ее ласки, не видели от нее гостинца. У меня сложилось впечатление, что она не рада была, когда мы приезжали к ней».

Слышала я от мамы о ней: «У нашей мамоньки никакого не было порядка: в сундуке, где хранились ее шелковые платья, тут же лежал и лук».

Хозяйка она, видимо, была плохая. Вспоминают ее дочери: «Сварит, бывало, грибной суп, не просмотрит грибы, как следует, а они окажутся червивые, при варке червяки всплывают наверх, домашние откажутся есть суп с червями, а она обидится: «Велика беда, что червяки попали, ели бы вместо крупки».

Проживши всю жизнь в селе Галкинском, сначала с мужем, а потом у дочери, она не снискала себе уважения среди населения. После смерти ее мужа, Якова Семеновича, о ней все забыли.

Сама же А.Н. Миртова умерла у своего внука Николая Алексеевича в Кыштыме, будучи в гостях.

Хоть прабабушка и была человеком очень умным, но душа ее была черствая, не было той доброты, какая была у вашей прабабушки, Ляпустиной Екатерины Андреевны, но Александра Никитична была умнее Екатерины Андреевны.

Скажу несколько слов о тете - Наумовой Евгении Яковлевне, родной сестре моей мамы, матери Наумова Александра Андреевича.

Александра Никитична Миртова - бабушка А.А. Наумова, 1872 г.
Александра Никитична Миртова - бабушка А.А. Наумова, 1872 г.

Евгения Яковлевна была типичная женщина, такой тип женщины редко встречается в жизни, почему я и хочу остановить ваше внимание к ней.

Евгения Яковлевна имела очень властный характер, подчинить его кому-либо было очень трудно. Все житейские и семейные вопросы решала сама, никогда не искала советов других. Принципиальная, даже в пустяках. Женщина до болезненности строгих нравственных устоев. От природы умна. Имела троих детей: сына и две дочери. Сын ее - Александр Андреевич Наумов года два добивался согласия матери на вступление в брак с Анной Васильевной. Не соглашалась Евгения Яковлевна потому, что мать Анны Васильевны была женщина свободных убеждений, конечно, того времени. Вспоминаю такой случай: как-то летом тетя Евгения Яковлевна приехала к нам с дочкой своей Оленькой. Оленька была учительницей в с. Рыбниковском, близ г. Каменска. Живя там, она встретила некоего Трутнева Н.И., очень симпатичного, воспитанного человека. Молодые люди полюбили друг друга и решили жениться, и даже, как бы в залог верности друг к другу, обменялись кольцами.

Узнав о приезде к нам своей невесты Оленьки и ее матери, Трутнев не замедлил приехать и просить у Евгении Яковлевны согласия на брак. Та категорически отказала дать свое согласие, мотивируя тем, что Оленька, не посоветовавшись с ней, дала ему согласие. Как Трутнев просил, умолял ее, чтобы она дала согласие, Оленька плакала и тоже просила мать переменить решение, но безрезультатно.

Тогда мой папа (Малиновский А.И.) вмешался в это дело, вызвав тетю Евгению Николаевну в другую комнату, стал уговаривать ее, доказывая безрассудность такого сопротивления: папа знал жениха, знал его семью. Евгения Яковлевна резко ответила папе, что в советах других она не нуждается. Вышла и приказала им разменяться кольцами.

О своей прабабушке А.В. Колесов пишет так: «... записки позволяют составить определенное представление и о самом их авторе, как о человеке высоконравственном, умном (хотя и не интеллектуально-«высоколобом»), душевном, прямом в суждениях, привыкшим иметь собственное мнение по самым разным вопросам нашей жизни. Тем не менее, записки Е.А. Ложкиной, на мой взгляд, могут представлять интерес далеко за пределами ее родственного круга. Дело в том, что они дают яркое представление о той среде, из которой вышли многие известные представители уральской интеллигенции. Некоторые из них (А.А. Наумов, М.Д. Канаев, В.А. Ляпустин) упоминаются в тексте записок, другие выпали из поля зрения Екатерины Алексеевны, так как не входили в число ее близких родственников. Между тем, есть большие или меньшие основания говорить о наличии дальних родственных связей Ложкиных и Ляпустиных с такими людьми, как писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, изобретатель радио А.С. Попов, партийно-государственный деятель советского периода В.М. Молотов и, в качестве контраста, святые мученики архиепископ Самарский Александр (Трапицын), расстрелянный в 1938 г., иереи Александр Малиновский и Иван Шишев, бессудно убитые красногвардейцами в 1918 г.».

Александр Наумов, 1879 г.
Александр Наумов, 1879 г.

Также, в своем письме А.В. Колесов добавил, что, по свидетельству Ложкиной у А.А. Наумова было двое детей – Сергей и Мария (оба, вроде бы, врачи). У Сергея детей, скорее всего не было; у Марии был сын, которого звали Журик (то есть, надо полагать, Георгий), родился, примерно, в начале 20-х годов. Про Марию Ложкина сказала, что у нее была «довольно бурная жизнь», и что она довольно рано исчезла из поля зрения (очевидно умерла).

Заканчивая этот материал, следует заметить, что в роду А.А. Наумова, похоже, все, или многие, были людьми своенравными. Как тут не вспомнить тот факт, когда, получив образование в духовной семинарии, и некоторое время, работая в камышловском духовном училище, А.А. Наумов не пошел по стопам своего отца-священника, а пошел по пути науки, исследований, открытий.

ФОТО 10: Миртова (Александра Никитична Миртова – бабушка А.А. Наумова, 1872 г.).

Фото 11: Александр Наумов, 1879 год.