В начале тридцатых годов прошлого столетия Академия наук организовала археологическую экспедицию под руководством П. Н. Третьякова. Итоги этой экспедиции были впечатляющи и среди всех выявленных археологических памятников стоит Березняковское городище.
Памятник располагался в 20 км ниже Рыбинска при впадении реки Сонохты в Волгу, на подтреугольном останце коренного берега Волги. Площадь памятника соединённого с берегом, узким мысом, составляла 320 кв.м. Посёлок был укреплён валом, рвом и обнесён бревенчатой стеной. Мощность культурного слоя городища всего 0,20 – 0,35 м. Поселение погибло от пожара.
Время его существования сам Третьяков определил концом III – IV веков – началом VIвека. Е. И. Горюнова относила памятник к V – VI векам. И. Г. Розенфельдт полагала, что городище существовало до начала IX века, а также допускала прямые контакты местного дьяковского населения и пришлого славянского, которые могли иметь место лишь в IX веке.
В. И. Вишневский отмечал, что в течениях Суды, Шексны и Мологи до X – XI веков сохранялась характерная для позднедьяковских племён сетчатая керамика. Наличие такой керамики позволяет расширить хронологические рамки существования городища до X – XI веков.
Также было обнаружено 11 остатков построек, из которых шесть представляли собой жилые дома. Это были срубные наземные конструкции с углублённым земляным полом и очагом из камней, помещённым в центре или ближе к задней стене жилища. Расположение находок позволяет предположить, что она было разделено на левую, мужскую и правую, женскую половины. Ряд построек носил общественный характер. Таков “общинный дом” площадью 40 кв.м., почти не имевший бытового инвентаря, но с большим очагом и нарами вдоль стен. Вторая постройка 34,8 кв.м. с очагом представляла видимо как “дом для женских работ”, так как здесь найдена половина всех глиняных пряслиц, обнаруженных при раскопках, две льячки и глиняная литейная формочка. На поселении обнаружены кузница и “домик мёртвых” (помещение для захоронения кальцинированных костей и погребального инвентаря).
Городище по всей вероятности являлось местом обитания родовой общины, ведущей коллективное хозяйство. Из основных занятий отчётливо выделяются: животноводство, охота и рыболовство. Из ремёсел кузнечное мастерство, связанное преимущественно с производством бронзовых женских украшений. Интересно отметить, что инструменты для литья были найдены в доме для женских работ. Позже Л. А. Голубева отмечала, что у финно-угорских племён Поволжья (меря, мурома, мордвы) литейным делом занимались женщины.
В заключении необходимо отметить один существенный признак этого поселения. Наличие “домика мёртвых” косвенно указывает, что памятник существовал в X веке. Именно в середине X века в грунтовых могильниках меря в массовом порядке появляются имитации “домика мёртвых”, глиняные лапы и кольца, а также характерная мерянская керамика: с округлым дном либо плоскодонная с насечкой по венчику. Последняя широко представлена в могильнике близ д. Кстово, где наличие колод указывает на славянское происхождение памятника. В связи, с чем отнесение Березняковского городища к финно-угорскому, а тем более к славянскому поселению очень проблематично. И скорее опровергает гипотезу о преемственности дьяковцев и меря, но не отрицает финно-угорского происхождения дьяковцев.