Найти тему
Posrednik CG

Злодей против героя в "Элизиуме"

Самурай в экзоскелете
Самурай в экзоскелете

С самого начала название этого фильма в русскоязычном прокате меня уже насторожило. Откуда там «Рай не на Земле»? Называется он просто: «Элизиум»! В очередной раз прокатчики из своих профессиональных соображений решили что-то придумать. А то туповатая публика не сообразит... И вообще, Элизиум это не совсем рай в понимании древнегреческой мифологии.

Ладно, с названиями разобрались. Теперь о сюжете. Хорошо, что в нём нет ничего сложного. Будущее. 2154 год. На экраны это кино вышло в 2015, кстати. Режиссер Нил Бломкамп словно пересказывает стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Только у него, в отличие от классика, почти только про «плохо»! Вот есть кучка зажравшихся богачей на орбитальной станции под названием «Элизиум» – это плохо. Их министр обороны – жестокая стареющая стерва – тоже плохо. Вот есть вся загаженная Земля, на которой остались жить нищие замученные люди – это плохо. Есть злобный работодатель, который не заботится о безопасности работников – это плохо. Больной ребенок – однозначно плохо! Беспринципный безжалостный наёмник – несомненно, плохо! Вроде такие вещи люди и так должны знать. Хотя Бломкамп вроде из ЮАР родом, а там – то ещё местечко! Маяковского явно в детстве не изучают…

Всё плохо
Всё плохо

А что же в этом «раю» хорошего? Получается, что всего две вещи (да простит меня Мэтт Дэймон, за то, что я говорю о нем, как о неодушевленном объекте). Так вот, герой Мэтта – Макс да Коста – классический положительный герой со сложной судьбой и криминальным прошлым, на плечи которого ложится нелегкая задача по спасению не только своей жизни, но и вразумлению всего мира. Вторая вещь, это чудо-капсула, которая лечит все болезни практически моментально, стоит в каждом доме на «Элизиуме», при этом в обращении проста, как микроволновка. И вот нелегальные мигранты бегут с Земли на «Элизиум», чтобы успеть лечь в эту капсулу и вылечить… ну ясное дело, своих детей! Бломкамп бьет по больному… Надеялся, наверное, так сильнее разжалобить публику.

Калашников и в 2152 году ... Калашников
Калашников и в 2152 году ... Калашников

Но нехорошо прикрываться детьми, господин режиссер! Кстати, видимо, человечество будущего упорно развивало только медицину и космическое строительство, а про военные технологии забыло напрочь. Только гуманоидные роботы? Челноки с мигрантами беспрепятственно прилетают на «Элизиум» время от времени и садятся на ярко-зеленые поля для гольфа около буржуйских особняков. А потом, пока не поймали, нужно успеть воспользоваться вожделенной вышеуказанной «капсулой здоровья»… Где ПВО? Где перехватчики? А зачем? Есть худая тетка – министр обороны Делакур (Джуди Фостер) и её очень-очень злобный наёмник с соответствующей фамилией Крюгер (Шарлто Копли). Тут это не слюнтяй Викус из "Района №9", а настоящая боевая машина. Отличная актерская игра в злодейском амплуа.

Щас бахну!
Щас бахну!

Крюгер может воевать везде, всеми видами оружия и подручными средствами. Даже корабли почти на орбите сбивать умеет из футуристического «Стингера» вроде… В принципе, один-два таких Крюгера способны вырезать всё население «Элизиума» и бровью не повести. Противостояние героев Копли и Дэймона проходит через весь фильм с переменным успехом, но злодей явно круче и сильнее, так что часто «включается» эффект везения в пользу героя Мэтта.

В общем, основная сюжетная линия – хороший парень, которому жить осталось недолго, старается попасть на «Элизиум», чтобы вылечиться, а заодно спасти ребенка малознакомой женщины, которая за ним увязалась в силу обстоятельств. Но они оказываются впутаны в большую игру, где им придется противостоять злобной женщине, наделенной обширными властными полномочиями и отмороженному психу-наемнику-военному-отставнику. И спасать человечество! Куда же без этого?

Патроны кончились? А я уже рядом )
Патроны кончились? А я уже рядом )

Конечно, мысли в фильме заложенные правильные, проблема социальной несправедливости остро стоит в мире и ситуация не улучшается, но так топорно эти правильные мысли выражены… Схематично, я бы сказал, даже слегка примитивно. Всё-таки, на тот момент Бломкамп не имел ещё режиссерского опыта, связанного со съемками глобального мира. «Район № 9» он на то и район, что, несмотря на отличный философский подтекст, в нем показано человечество лишь на примере взаимоотношений с «резервацией инопланетян». Постапокалипсис получился достаточно банальный, можно было бы завернуть сюжет покруче, например, как в малоизвестном проекте "Мир после мира".

Вот такой примерно "рай" на орбите. Что-то подобное было в конце "Инстерстеллара"
Вот такой примерно "рай" на орбите. Что-то подобное было в конце "Инстерстеллара"

Но, есть в фильме и приятные моменты. Видеоряд весьма симпатичный, позволяет проникнуться атмосферой киберпанка. Порадовал эпизод с машинами в пустыне. Чем-то напомнило «Безумного Макса» даже. Интересно сделаны модели оружия, транспорт, роботы неплохие. Провальным фильм я не стал бы называть, но честно ожидал большего от Бломкампа. И, судя по всему, не я один.

Да, ещё… Во-многом впечатление подпортила концовка. Вот просто рубанули с плеча. Слишком простое решение проблемы часто говорит о её надуманности. Не поверилось…

Автор: Railgun

#постапокалиптика #постап #киноблог #киберпанк #мэтт деймон #антиутопия #фантастика #кинорецензии #кино #фантастические фильмы