Чтобы построить успешный бизнес, нужно выделиться среди конкурентов. Это требует некоторого знания о том, кто ваши конкуренты и что они приносят на рынок. К счастью, Вам не нужно нанимать профессиональную фирму по изучению рынка, чтобы получить эту информацию. Вы можете многому научиться, проведя небольшое самостоятельное исследование.
Конкурентный анализ — это оценка продуктов, услуг и тактики продаж ваших конкурентов, оценка их сильных и слабых сторон по сравнению с вашими собственными. Хорошей деловой практикой является проведение полного конкурентного анализа не реже одного раза в год.
Я предлагаю проводить конкурентный анализ в четыре шага:
1.Определите своих конкурентов.
Тут важно сразу оговориться. Не все предприятия со схожими услугами или товарами – Ваши конкуренты. Определите сначала продукты или услуги, которые Вы хотите оценить. Далее переходите уже к выявлению прямых конкурентов по конкретным наименованиям. Определите также и непрямых конкурентов, чтобы была возможность оценить варианты расширения ассортимента, торговые предложения, комплексы услуг и др.
Прямые конкуренты. Это компании, которые предлагают аналогичные продукты и услуги и нацелены на тех же клиентов в географической области, которую обслуживает ваш бизнес.
Второстепенные/косвенные конкуренты. Это предприятия, которые предлагают разные продукты и услуги и ориентированы на другую клиентуру, но относятся к одной и той же общей категории.
Альтернативные конкуренты — это предприятия, предлагающие разные продукты и услуги, но ориентированные на одних и тех же клиентов в вашем географическом регионе.
Если Вы уже давно «варитесь» в своей нише, то, конечно, конкуренты давно уже знакомы. Но что делать тем, кто только создает свой бизнес?
Мой совет – используйте парсеры. Парсер – это такая программа, которая выполняет много полезных задач: отслеживание цены конкурентов и товарных позиций, получение метаданных, анализ контента и много других процессов. Из загонных парсеров, который мы можем использовать с вами сегодня:
1.Xmldatafeed. Возможности представлены на фирменном сайте.
2. Diggernaut. Возможности также ограничены, узнать можно на фирменном сайте представительства программы, а также ознакомиться с каталогом парсеров, доступных на бесплатной основе. Из позитивного – имеется оценка больших маркетов.
3.Catalogloader. Бесплатный парсер сайтов выгружает следующие данные: артикул, название товара, описание (полное или краткое), все фото, производитель, характеристики и комбинации. Довольно полезный инструмент.
В своей работе я использую их всего на 3-4%, предпочитая методы ручной выборки. Так надежнее. Но знаю много маркетологов, которые предпочитают именно данный вариант исследования рынка.
2.Соберите информацию о конкурентах.
Тут на помощь также могут прийти парсеры, выделяя конкретные позиции по ранее введенным критериям.
После того, как вы определили своих конкурентов, оцените их с точки зрения «четырех P» комплекса маркетинга:
Продукт: сравните их продукты со своими, в идеале купив и испытав их самостоятельно. Как качество? Какие функции вам нравятся или не нравятся?
Ценообразование : Как оцениваются их продукты и услуги ? Отличаются ли их цены для торговых партнеров и клиентов? Какова их политика скидок? Можете ли вы оценить их структуру затрат?
Место: каков их географический охват или зона обслуживания по сравнению с вашим бизнесом?
Продвижение: какие маркетинговые тактики они используют для взаимодействия со своими клиентами? Каково их присутствие в социальных сетях?
Концепция «четырех П» претерпела изменения с момента ее изобретения, поэтому обязательно обратите внимание и на другие факторы, в том числе: репутация, партнеры, позиционирование (достаточно будет оценить веб-сайт и социальные сети комплексно).
3.Проанализируйте сильный и слабые стороны Ваших конкурентов.
Допустим, Вы решили, что Вашими конкурентами являются «Предприятие 1», «Предприятие 2», «Предприятие 3». В идеале, их должно быть не более двух, но это из ряда фантастики, поэтому идем дальше.
Начертите простую таблицу, где в первом столбике укажете критерии оценки, а в последующем будете ставить самостоятельно «баллы» или попросите рабочую группу (можно даже друзей попросить) оценить тот или иной товар, услугу. Критерии всегда различны. Чтобы Вы поняли, о чем я тут веду речь, представлю пример подобной таблицы.
Суммируйте все, что заставит потребителя выбрать (или не выбрать) каждого конкурента. В том числе и для Вашей компании. На основе этого можно выделить свое конкурентное преимущество, либо, усовершенствовать то, что этого требует.
4. Определите свое конкурентное преимущество на основе вышеперечисленных этапов.
Когда вся информация у Вас под рукой, пришло время выяснить, что означают результаты для Вашей бизнес-стратегии.
Спросите себя: «В чем Вы хороши по сравнению с конкурентами и на чем хотите сосредоточиться?». Это что-то вроде: «кем ты хочешь быть, когда вырастешь?».
Анализ конкурентной среды поможет определить Ваше конкурентное преимущество. Это может быть отличительная черта, которая понравится вашему целевому рынку, и то, на чем Вы сможете построить имидж своего бренда.
К слову, если Вы видите слабость конкурентов, можно незначительно снизить цены и запустить новые рекламные акции (кампании), чтобы воспользоваться этой возможностью.
Как бы то ни было, я желаю Вам удачи. Сейчас очень важно совместно усилить отечественный бизнес, вывести наше производство на новый уровень. Конкуренция будет расти внутри страны, но я искренне надеюсь, что мы мирно сможем поднять нашу экономику.
Я всегда к Вашим услугам. Ученый кот.
#маркетинг #конкуренция #конкурентоспособность #целевой сегмент #исследование рынка #анализ конкурентов #бизнес и финансы #интернет маркетинг #продвижение бизнеса