Под конец Гражданской войны контр-адмирал-белогвардеец Георгий Старк увёл на Филиппинские острова целую эскадру кораблей под Андреевским флагом. Советские газеты называли Старка преступником, который в корыстных целях распродал флот иностранцам. Однако другого способа обеспечить русским морякам достойную жизнь в эмиграции у Старка не оставалось.
Эвакуация Сибирской флотилии
В 1921 году контр-адмирал Георгий (Юрий) Старк был приглашён на службу правительством Приамурского земского края – государства, которое монархисты провозгласили на территории «буферной» Дальневосточной республики. По приказу правительства края Старк воссоздал из части бывших судов императорского флота Сибирскую флотилию.
Когда осенью 1922 года к Владивостоку подошли красные войска, контр-адмирал принял решение об эвакуации. Помимо кораблей флотилии он привлёк к военно-судовой повинности частные суда и пароходы Добровольного Флота.
«Белый исход» с Дальнего Востока начался 16 октября 1922 года, а основная часть «эскадры Старка» вышла из залива Посьет 23 октября. Три десятка кораблей были забиты битком. Помимо семи тысяч солдат и офицеров на них плыли воспитанники кадетских корпусов и 1800 гражданских беженцев.
Эскадра прошла через корейский порт Гензан (ныне Вонсан), затем Фузан (Пусан) и Шанхай. Гражданские лица, бежавшие от советской власти, осталась в этих портах. Часть белогвардейцев предлагала Старку уйти в Японию, чтобы затем с её помощью отделить от Советского Союза Камчатку. Однако контр-адмирал не доверял вчерашнему противнику, с которым воевал в 1904-1905 годах. Командующий посчитал, что меньше всего угроз для белых моряков будет на Филиппинах, подконтрольных Соединённым Штатам Америки.
Долгое плавание не обошлось без трагедий. 4 декабря затонул охранный крейсер «Лейтенант Дыдымов» со множеством людей на борту. А 16 января 1923 года у Пескадорских островов разбился тральщик «Аякс». Кроме них, были утрачены три катера и одна баржа.
Эскадра «с молотка»
Добравшись до Манилы в начале 1923 года, Георгий Старк выставил корабли на продажу. В его сочинении «Отчёт о деятельности Сибирской флотилии» повествование обрывается на выходе из Шанхая, так что о финансовой стороне вопроса приходится судить по другим источникам, в частности, по сообщениям советской печати.
21 января газета «Красная армия» перепечатала обращение правительства под заголовком «Адмирал Старк продаёт наш флот. Преступника в руки правосудия!»
«Адмирал Старк отказался подчиниться постановлению ВЦИК и приступил к незаконно хищнической распродаже народного достояния РСФСР», – утверждалось в публикации.
Юрисконсульт представительства СССР в Маниле подал в суд на белогвардейцев, однако не смог добиться аннулирования сделок.
Точная сумма средств, вырученных за корабли русского флота, неизвестна, так как архив Старка был утерян, да и не он один распоряжался продажами. Часть судов пришла в негодность, и их пришлось бросить, а другие были проданы «по-дешёвке». Как сообщала советская пресса, суда «Аякс», «Парис», «Резвый» и «Стрелок» с 12 пушками, 2000 винтовок и 4000 гранат китайцы купили у белых всего за 70 тысяч долларов. Достоверность этой цифры сомнительна, учитывая, что «Аякс» в действительности погиб. Однако ясно, что Старк остро нуждался в деньгах. Вопреки предписанию правителя Приамурья генерала Михаила Дитерихса, он не вывез ценности, хранившиеся во Владивостокском государственном банке. Большие суммы шли на покупку пропитания и пресной воды для матросов, а также на ремонт судов и топливо.
Впоследствии белогвардейцы попытались поднять цены – например, за транспорт «Защитник» в 1924 году они просили уже 200 тысяч долларов.
Вырученные деньги были разделены между личным составом эскадры – это было «выходное пособие» для того, чтобы матросы смогли наладить жизнь за границей. Сам Старк, как и прочие офицеры, получил свою долю. Но нельзя сказать, что контр-адмирал обогатился – в Париже ему пришлось работать простым таксистом. Остаток средств Старк впоследствии передал великому князю Николаю Николаевичу, которого признавал легитимным лидером монархического крыла эмиграции.
Судьба кораблей
Не обо всех кораблях эскадры Старка, оказавшихся за границей, сохранилась полная информация.
Минный заградитель «Монгугай» оставался в Шанхае до 1925 года. Затем он был угнан казаками под руководством генерал-майора Николая Анисимова, пожелавшими вернуться в СССР. Под красным флагом «Монгугай» плавал до 1940 года. В 1951 году он был разобран на металлолом во Владивостоке.
Канонерскую лодку «Манджур» выкупила у Старка за 126 тысяч иен японская судоходная компания. Судно, переименованное в «Кимигаё-мару 2», использовалось для перевозки грузов. Однако погибла канонерская лодка, как боевой корабль – в апреле 1945 года в неё попала американская бомба.
Ледокольный буксир «Байкал» в 1922 году оценивался в 800 тысяч иен. Известно, что в 1938 году он находился в собственности шанхайской компании Moller Line Ltd и был переименован в «Христиану Моллер». Этой же фирме досталась канонерская лодка «Илья Муромец», которая стала называться «Маргарет Моллер».
Пароход «Защитник», по одним данным, вернулся в собственность СССР, по другим – был куплен будущим президентом Китайской республики маршалом Чжан Цзолинем.
Пароход «Чифу» купила китайская частная компания, а транспортное судно «Охотск» в конце 1926 года приобрёл некий господин Эдди.