"Каким ты был" из к/ф "Кубанские казаки". Пожалуй, эта раздольная песня была одна из самых популярных застольных песен советского времени, да и теперь (на дворе 2022 год) её послушать - одно удовольствие!
#какимтыбыл #песни из кинофильмов #музыкакино #песни ссср #кубанские казаки #песни для души #застольные песни #искусство #киномузыка #история песни
Помню в 80-х годах, да и в начале 90-х, я в составе ансамбля ВИА часто играл на свадьбах (от автора) и когда мы музыканты уходили на перекур, за столом гости начинали петь "Каким ты был, таким ты и остался" - эта песня была одной из главных застольных.
А ТЕПЕРЬ ИСТОРИЯ ПЕСНИ
Но начнем с Ивана Пырьева - режиссера фильма "Кубанские казаки".
После картины «Сказание о земле Сибирской» Пырьеву захотелось снять цветное красочное кино, где люди увидели бы ту жизнь, о которой грезили в послевоенные годы, могли бы представить себя на месте героев. Своеобразная кинотерапия для измученного войной народа. Такие яркие видовые формы с каруселями, цирком, балаганом режиссер связывал прежде всего со своими детскими воспоминаниями о городских ярмарках. Кроме личных впечатлений существовала литература. В частности, описание Ирбитской ярмарки в романе Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» и гоголевская «Сорочинская ярмарка». Местом действия он выбрал Кубань, так как казаки, по его мнению, — особая порода оптимистичных людей, живущих с песнями среди завораживающих глаз просторов. Правда, ярмарки не в традиции кубанцев. Однако режиссера это не смущало. Он считал, что искусство должно не только отображать действительность, но и призывать к самосовершенствованию. Как говорится, если у вас не было ярмарок, то будут. Центральным приемом для создания кинополотна он видел глубинно-народную мелодику. Нельзя не заметить, что герои не поют в одиночестве. Их голоса подхватывают селяне, селянки. Кажется, что хором поют колосящееся жито, река и даже смачные колечки колбас с помидорами на прилавках.
Одно из достоинств Пырьева — умение точно объяснить актерам, художникам, композиторам, что он хочет увидеть или услышать.
Перед началом съемок (фильм "Кубанские казаки) летом 1949-го он пригласил маэстро Исаака Дунаевского и поэтов Михаила Исаковского и Михаила Вольпина, кстати, уроженца Могилева. Рассказал им, что в песне, которую исполнит председатель передового колхоза «Заветы Ильича» Галина Пересветова, должна иметь место трагическая глубина казацкой истории. Уточнил, что и о тяжелом опыте прошедшей войны упомянуть надо, но не делать на ней акцент, а сконцентрироваться на открытости души и желании простого женского счастья. Также поведал: эта музыка будет не только сопровождать песню, а и рефреном пройдет по всей картине, поэтому мелодия непременно должна не просто запасть, а врезаться в душу зрителей. Дунаевский это умел.
Но, в общем то, интрига создания песни на этом и заканчивается - Михаил Исаковский в соавторстве с Вольпиным написал замечательные стихи, а Исаак Дунаевский (мастер своего дела, известный композитор) точно, музыкально наложил мелодию на текст! И песня легла, как говорят "на душу" и после выхода фильма в 1949 году пошла "в народ"!
В фильме, обозначенном по жанру как «музыкальная комедия», прозвучало несколько песен Дунаевского на стихи Исаковского в соавторстве с Вольпиным: «Ой, цветет калина», «Не за теми дальними морями», «Урожайная», «Артисты из народа». Все они были по-своему хороши.
Но главной музыкальной темой фильма, его лирической и отчасти сюжетной нитью стала песня «Каким ты был, таким остался». Ее исполняли в разные годы и блестящая советская оперная певица Мария Максакова, и Кубанский казачий хор, и София Ротару, и Елена Ваенга… Да кто только не пел! Трем джентльменам — создателям песни удалось затронуть «женский сердечный нерв» (и при этом «коллективное бессознательное» всего нашего народа) так, что, когда ее бодро запевают за столом женщины, следом подхватывают все — как общую, «внегендерную».
При этом встают перед глазами кадры картины Ивана Пырьева, которую с азартом смотрели и пересматривали несколько поколений советских людей. Вопреки язвительной, уничижающей критике «интеллектуалов», с конца 1950-х разглагольствующих о «чудовищной сталинской лжи», «ходульном сюжете», «грубом агитпропе» фильма.
Характерно, что уже в наши дни известный режиссер Сергей Соловьев увидел в ленте «грандиозно правдивую энергетику империи». А его коллега Андрей Кончаловский признался: «Во время учебы мы с Андреем Тарковским не выносили Пырьева. А теперь без слез не могу смотреть «Кубанских казаков».
Задуманный режиссером как народный, фильм и стал таковым. Светлые открытые лица, естественный коллективизм и патриотизм, взаимоподдержка, незлой юмор — люди видели на экране такую жизнь, о которой мечтали, и таких героев, какими хотели быть сами. Это была не агитка, но приближение к сокровенному идеалу национальной души, своеобразная «терапия мечты».
Цитаты из фильма вошли в жизнь: «Жаль, шо усов у тебя нет. А женский пол усы любит», «Говорун ты, вижу, складный, говоришь роскошно. Но в мозгу твоем того — даже слушать тошно».
Нельзя не признать, что значительная часть долгоиграющего обаяния пырьевского киношедевра построена на особой «сталинско-державной» и при этом глубинно-народной мелодике, где голос героя не остается один, а всегда подхватывается дружным хором — женским, мужским, общим. Кажется, что в «Кубанских казаках» поют поля и реки, вставляют свои реплики даже зерна на току, красные перцы и сочные кавуны на ярмарке.
Несколько раз мелодия рефреном всплывает в закадровой музыке, то есть песня, по сути, пронизывает весь фильм, крепко врезаясь в память и душу зрителя.
Картина по сценарию Николая Погодина с первоначальным названием «Веселая ярмарка», без преувеличения, стала событием для всей страны. Иван Пырьев получил за нее в 1951 году свою шестую и последнюю Сталинскую премию. Актриса Клара Лучко, игравшая в фильме колхозницу, героя труда Дашу, влюбившуюся в парня из «конкурирующего» колхоза, нашла на съемках настоящую любовь и мужа — Сергея Лукьянова. Того самого «казака лихого». Интересно, что, будучи родом из запорожских казачек, Лучко, по собственному признанию, стала — «повторно» — казачкой кубанской. Ведь когда-то основу Кубанского казачьего войска составили именно запорожские (черноморские) казаки, переселенные Екатериной II.
На всю страну прославился совхоз-миллионер «Кубань», где снимался фильм. В нем, конечно же, не было того довольства и изобилия, которое придумал сценарист. Многие из местных жителей, снимавшихся в массовках, впервые увидели такие «ярмарочные товары», как велосипеды, радиоприемники, воздушные шарики. Да и ярмарок в те годы на Кубани не устраивалось. Пересветовой–Ладыниной после премьеры фильма начали приходить на «Мосфильм» письма с просьбой взять в чудесный колхоз и обещаниями «очень хорошо работать».
Однако яркая фантазия не была ложью. Создатели фильма отнюдь не стремились к сознательной «лакировке действительности», в чем обвинил их в свое время Никита Хрущев. Кстати, после его нападок «сталинский» фильм на долгие годы оказался на полке Госфильмофонда. До тех пор, пока (уже в брежневскую эпоху) его оттуда не извлекли и, вычистив «приметы культа личности», не запустили в 1968-м в повторный прокат. И опять в кинотеатры повалили толпы людей!
Из нашей кинематографической среды в последние годы слышались обещания снять продолжение «Кубанских казаков» — на тех же благословенных землях в Краснодарском крае. Что ж, соотечественникам и сегодня явно не помешают утешение, моральная терапия, образ всеобщего счастья. Ведь ключевая строка песни «Каким ты был, таким остался» напрямую может быть адресована российскому народу. А он и дорог нам такой.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Пойте песни, храните нашу песенную историю и Мир вашему дому! Подписывайтесь, будьте участны! И с вами будет всегда "История одной песни"!