Найти тему
История Судьбы Люди

Каким ты был, таким остался

"Каким ты был" из к/ф "Кубанские казаки". Пожалуй, эта раздольная песня была одна из самых популярных застольных песен советского времени, да и теперь (на дворе 2022 год) её послушать - одно удовольствие!

#какимтыбыл #песни из кинофильмов #музыкакино #песни ссср #кубанские казаки #песни для души #застольные песни #искусство #киномузыка #история песни

Помню в 80-х годах, да и в начале 90-х, я в составе ансамбля ВИА часто играл на свадьбах (от автора) и когда мы музыканты уходили на перекур, за столом гости начинали петь "Каким ты был, таким ты и остался" - эта песня была одной из главных застольных.

А ТЕПЕРЬ ИСТОРИЯ ПЕСНИ

Но начнем с Ивана Пырьева - режиссера фильма "Кубанские казаки".

После картины «Сказание о земле Сибирской» Пырьеву захотелось снять цветное красочное кино, где люди увидели бы ту жизнь, о которой грезили в послевоенные годы, могли бы представить себя на месте героев. Своеобразная кинотерапия для измученного войной народа. Такие яркие видовые формы с каруселями, цирком, балаганом режиссер связывал прежде всего со своими детскими воспоминаниями о городских ярмарках. Кроме личных впечатлений существовала литература. В частности, описание Ирбитской ярмарки в романе Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» и гоголевская «Сорочинская ярмарка». Местом действия он выбрал Кубань, так как казаки, по его мнению, — особая порода оптимистичных людей, живущих с песнями среди завораживающих глаз просторов. Правда, ярмарки не в традиции кубанцев. Однако режиссера это не смущало. Он считал, что искусство должно не только отображать действительность, но и призывать к самосовершенствованию. Как говорится, если у вас не было ярмарок, то будут. Центральным приемом для создания кинополотна он видел глубинно-народную мелодику. Нельзя не заметить, что герои не поют в одиночестве. Их голоса подхватывают селяне, селянки. Кажется, что хором поют колосящееся жито, река и даже смачные колечки колбас с помидорами на прилавках.

Одно из достоинств Пырьева — умение точно объяснить актерам, художникам, композиторам, что он хочет увидеть или услышать.

Иван Пырьев Фото из открытых источников
Иван Пырьев Фото из открытых источников

Перед началом съемок (фильм "Кубанские казаки) летом 1949-го он пригласил маэстро Исаака Дунаевского и поэтов Михаила Исаковского и Михаила Вольпина, кстати, уроженца Могилева. Рассказал им, что в песне, которую исполнит председатель передового колхоза «Заветы Ильича» Галина Пересветова, должна иметь место трагическая глубина казацкой истории. Уточнил, что и о тяжелом опыте прошедшей войны упомянуть надо, но не делать на ней акцент, а сконцентрироваться на открытости души и желании простого женского счастья. Также поведал: эта музыка будет не только сопровождать песню, а и рефреном пройдет по всей картине, поэтому мелодия непременно должна не просто запасть, а врезаться в душу зрителей. Дунаевский это умел.

Но, в общем то, интрига создания песни на этом и заканчивается - Михаил Исаковский в соавторстве с Вольпиным написал замечательные стихи, а Исаак Дунаевский (мастер своего дела, известный композитор) точно, музыкально наложил мелодию на текст! И песня легла, как говорят "на душу" и после выхода фильма в 1949 году пошла "в народ"!

В фильме, обозначенном по жанру как «музыкальная комедия», прозвучало несколько песен Дунаевского на стихи Исаковского в соавторстве с Вольпиным: «Ой, цветет калина», «Не за теми дальними морями», «Урожайная», «Артисты из народа». Все они были по-своему хороши.

М. Исаковский (первый на фото) Фотография из открытых источников
М. Исаковский (первый на фото) Фотография из открытых источников
И. Дунаевский Фотография из открытых источников
И. Дунаевский Фотография из открытых источников

Но главной музыкальной темой фильма, его лирической и отчасти сюжетной нитью стала песня «Каким ты был, таким остался». Ее исполняли в разные годы и блестящая советская оперная певица Мария Максакова, и Кубанский казачий хор, и София Ротару, и Елена Ваенга… Да кто только не пел! Трем джентльменам — создателям песни удалось затронуть «женский сердечный нерв» (и при этом «коллективное бессознательное» всего нашего народа) так, что, когда ее бодро запевают за столом женщины, следом подхватывают все — как общую, «внегендерную».

При этом встают перед глазами кадры картины Ивана Пырьева, которую с азартом смотрели и пересматривали несколько поколений советских людей. Вопреки язвительной, уничижающей критике «интеллектуалов», с конца 1950-х разглагольствующих о «чудовищной сталинской лжи», «ходульном сюжете», «грубом агитпропе» фильма.

Характерно, что уже в наши дни известный режиссер Сергей Соловьев увидел в ленте «грандиозно правдивую энергетику империи». А его коллега Андрей Кончаловский  признался: «Во время учебы мы с Андреем Тарковским не выносили Пырьева. А теперь без слез не могу смотреть «Кубанских казаков».

Задуманный режиссером как народный, фильм и стал таковым. Светлые открытые лица, естественный коллективизм и патриотизм, взаимоподдержка, незлой юмор — люди видели на экране такую жизнь, о которой мечтали, и таких героев, какими хотели быть сами. Это была не агитка, но приближение к сокровенному идеалу национальной души, своеобразная «терапия мечты».

Цитаты из фильма вошли в жизнь: «Жаль, шо усов у тебя нет. А женский пол усы любит», «Говорун ты, вижу, складный, говоришь роскошно. Но в мозгу твоем того — даже слушать тошно».

Нельзя не признать, что значительная часть долгоиграющего обаяния пырьевского киношедевра построена на особой «сталинско-державной» и при этом глубинно-народной мелодике, где голос героя не остается один, а всегда подхватывается дружным хором — женским, мужским, общим. Кажется, что в «Кубанских казаках» поют поля и реки, вставляют свои реплики даже зерна на току, красные перцы и сочные кавуны на ярмарке.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Несколько раз мелодия рефреном всплывает в закадровой музыке, то есть песня, по сути, пронизывает весь фильм, крепко врезаясь в память и душу зрителя.

Картина по сценарию Николая Погодина с первоначальным названием «Веселая ярмарка», без преувеличения, стала событием для всей страны. Иван Пырьев получил за нее в 1951 году свою шестую и последнюю Сталинскую премию. Актриса Клара Лучко, игравшая в фильме колхозницу, героя труда Дашу, влюбившуюся в парня из «конкурирующего» колхоза, нашла на съемках настоящую любовь и мужа — Сергея Лукьянова. Того самого «казака лихого». Интересно, что, будучи родом из запорожских казачек, Лучко, по собственному признанию, стала — «повторно» — казачкой кубанской. Ведь когда-то основу Кубанского казачьего войска составили именно запорожские (черноморские) казаки, переселенные Екатериной II.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

На всю страну прославился совхоз-миллионер «Кубань», где снимался фильм. В нем, конечно же, не было того довольства и изобилия, которое придумал сценарист. Многие из местных жителей, снимавшихся в массовках, впервые увидели такие «ярмарочные товары», как велосипеды, радиоприемники, воздушные шарики. Да и ярмарок в те годы на Кубани не устраивалось. Пересветовой–Ладыниной после премьеры фильма начали приходить на «Мосфильм» письма с просьбой взять в чудесный колхоз и обещаниями «очень хорошо работать».

Однако яркая фантазия не была ложью. Создатели фильма отнюдь не стремились к сознательной «лакировке действительности», в чем обвинил их в свое время Никита Хрущев. Кстати, после его нападок «сталинский» фильм на долгие годы оказался на полке Госфильмофонда. До тех пор, пока (уже в брежневскую эпоху) его оттуда не извлекли и, вычистив «приметы культа личности», не запустили в 1968-м в повторный прокат. И опять в кинотеатры повалили толпы людей!

Из нашей кинематографической среды в последние годы слышались обещания снять продолжение «Кубанских казаков» — на тех же благословенных землях в Краснодарском крае. Что ж, соотечественникам и сегодня явно не помешают утешение, моральная терапия, образ всеобщего счастья. Ведь ключевая строка песни «Каким ты был, таким остался» напрямую может быть адресована российскому народу. А он и дорог нам такой.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Пойте песни, храните нашу песенную историю и Мир вашему дому! Подписывайтесь, будьте участны! И с вами будет всегда "История одной песни"!