Все чаще я стала встречать искусство коллажа в рекламных блоках, особенно в направлении бьюти-индустрии.
Сначала, наивно полагала, что это просто мода. Отчасти так. Но это не тот случай, когда в моде повторяется обувь на платформе, брюки-клёш и т.д. Это нечто более глубокое и требующее разъяснений и изучения.
Начнём с того, что дадаизм возник во время Первой Мировой войны. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней.
Одной из самых возмутительных подобных работ стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L.H.O.O.Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.
Слово «Дада» имеет множество значений, одно слово и ничего конкретного. Это отражает в полной мере само направление.
Дадаисты пропагандировали своим творчеством разрушение эстетических канонов, цинизм, бессистемность, иррациональность.
Мне кажется дадаизм витает в космосе и приходит в головы во времена двойных стандартов и накаленности ситуации в обществе.
И современная мода на коллажи в оформлении социальных сетей не случайность.
Резиновая пластическая «красота», больной бодипозитивизм в ответ на желание загнать женщин в болезненно худые стандарты, продажные отношения, двойная жизнь в социальных сетях - все это привело к перевёрнутым и несимметричным фэшн-коллажам, подсознательное желание показать внутреннее состояние таких людей, отсутствии гармонии.
Общество устало от навязанных стандартов, которые не соответствуют самой природе человека, идут в разрез с истинной красотой и душой.
Мне видится дадаизм естественной реакцией восприятия человека на существующую неадекватную систему в чем-либо. Сейчас определенно апогей разрушения библейской системы ценностей, двойные стандарты проникли во все сферы жизни. Не говоря о чудовищной страшной мировой ситуации, когда русское общество стало изгоем во имя правды.
Дадаисты не те, кто своим творчеством хотят показать свою эпотажность, это те, кто хотят своим творчеством показать своё мнение и протест против несправедливости.
В 1920-х годах в Германии дадаизм слился с экспрессионизмом, а во Франции — с сюрреализмом.
«Отец» дадаизма, Хуго Балль, в ноябре 1914 года писал в дневнике:
«Две недели я пробыл на границе. В Дьюзе видел первые солдатские могилы. В обстрелянном накануне форту Манонвийе я нашел в развалинах растрепанного Рабле. Потом вернулся в Берлин. Хочется всё понять, осмыслить.
То, что сейчас разразилось, — целая система уничтожения и сам дьявол. Идеалы — всего лишь вывешенные этикетки.
Зашаталось всё до самого основания…»
Сейчас пришло время вспомнить «дада» и не говорить «нетнет»!
Пришло время видеть больше, чем то, что предлагает нам общество!