Если с первой профессией все понятно а если нет, просьба спросить у Яндекса, ко второй древнейшей профессии явно есть ряд вопросов. Мы сейчас не будем про её зарождение и историю – но, кстати, если вам интересно, с радостью расскажем, напишите в комментариях, стоит ли – здесь чисто по фактам: что, зачем и почему?
Итак. Что же такое журналистика?
Вопрос хороший. Ответ еще лучше. Потому что не один. Журналистика – это:
– социальный институт (наличие правил, документов, базы источников, людей и организаций, которые объединены общим интересом – это и дает право выделять журналистику как социальный институт);
– система видов деятельности;
– совокупность профессий;
– система произведений;
– комплекс каналов передачи массовой информации;
– совокупность учебных дисциплин;
– отрасль науки (спорная интерпретация).
Звучит, как минимум, интересно и не с проста: так считает кандидат филологических наук Мария Евгеньевна Аникина, результат исследований публикует в статье «Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века».
Другое объяснение, озвученное журналистом, деканом факультета МГУ им М.В. Ломоносова Е. Л. Вартановой в словаре «Отечественная теория медиа основные понятия» гласит:
🔹 Журналистика – это профессиональная массово-информационная и коммуникативная творческая деятельность по написанию текстов, медиатекстов (или созданию аудиовизуального контента), относящихся к актуальным событиям жизни и имеющих общественное значение. 🔸
Российский социолог и филолог, создатель советской, а затем и современной российской теорий журналистики Е. П. Прохоров в труде «Введение в теорию журналистики» пишет так:
🔹 Журналистика – профессиональная массово-информационная деятельность, происходящая в конкретных исторических, культурных, экономических и социально-политических условиях.🔸
Функция журналистики – это…
Прежде, чем разбирать функции журналистики, стоит понять, что такое функция в принципе. Ну, тут все просто, но только потому что мы разберем только одно значение. Функция – это обязанность, назначение, роль.
Соответственно, функция журналистики – это совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Понятно, но абстрактно, поэтому добавим конкретики. Писатель М.М. Назаров считает, что функции стоит анализировать на двух уровнях: индивида, то есть личности, одного конкретного человека и социума, то есть общества в целом.
Основные функции журналистики на уровне индивида – это:
– информационная (получение информации о событиях общества и мира в целом) - новости «Вести», «Новости», «Сегодня», ТАСС, РИА Новости;
– функция личностной идентификации (подкрепление индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях и нормах поведения) – «Пока все дома», «Уроки рисования с Сергеем Андриякой»;
– функции интеграции в обществе и общения – «Жди меня», региональная пресса;
– функция развлечения - КВН, Юмор ФМ, Comedy Club.
Основные функции журналистики на уровне социума во многом совпадают с уровнем индивида, но есть и отличия:
– информационная (информирование о событиях, информационное обеспечение информационных процессов, распространение через различные ресурсы нового знания);
– социальной связи (интерпретация происходящего, поддержка существующих норм и властных отношений, социализация, координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия) – «60 минут», «Время покажет», «Место встречи» и пр;
– обеспечения преемственности (выражение образцов доминирующей культуры, сохранение культуры, поддержка социальных ценностей). Реализуют передачи исторической направленности, театральные постановки – «Играй, гармонь», «Орёл и решка. Россия», репортажи «Моей планеты» про путешествия по России;
– рекреативная (создание возможностей для отдыха и развлечения, снижение социальной напряженности) – «Битва экстрасенсов», «Давай поженимся», «Кто хочет стать миллионером»;
– мобилизации (организация кампании в связи с актуальными целями в политике, экономике и социальной сфере) – «Столица Единой России», ЛДПР ТВ
Рассмотреть функции журналистики можно и немного иначе. Но, на самом деле, кто бы что ни говорил, суть остается та же. Единственное, что со временем функции могут трансформироваться и добавляться. Но это не просто нормально, это – логично. Время идет, появляется что-то новое. Например, Е.П. Прохоров пишет, что сейчас у журналистики есть и рекламно-справочная функция. Заключается она в том, что удовлетворяет утилитарные запросы, связанные с миром увлечений различных слоев аудитории (сад, огород, туризм, и т. д.). Справочная – это информация о погоде, результатах спортивных состязаний, биржевые сводки и так далее. Это не журналистика в привычном нам понимании, но тоже журналистика.
И вот вроде все о разном, но все об одном. И вот вроде все об одном, но все о разном. Это и есть – журналистика.
——————————————————————————————————
Другие статьи автора:
——————————————————————————————————
Канал «Поэтический кабачок»:
——————————————————————————————————
Поддержка на патреоне и бусти:
——————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊