Чтобы не быть голословным, это, к слову, о статье про Чулпан, выкладываю первую главу из той, так и не изданной книги.
Беседа первая или зачем я написал эту книгу.
Разговоры вечером у костра, это одно из самых любимых занятий у студентов в экспедиции, хотя, конечно, далеко не самое любимое. Романтика ночи, хорошая погода, приятное общество, что еще более располагает к беседам на различные темы? Особенно если преподаватель сам готов «вылезти» из своего преподавательского костюма. Как бы не ругали молодежь (а, ругают ее всегда и во все времена) она по-прежнему остается самой активной и самой пытливой частью общества. Она стремится к тем, кто может рассказать, что-то большее чем написано в учебнике, не морализировать, но поделиться своим жизненным опытом, высказать свое мнение на ту или иную проблему. Тем более в неформальной обстановке, а не в аудитории. Так уж сложилось, что у меня с моими студентами и школьниками такие беседы проходят не только у костра, но и на экскурсиях, в походах, да и просто в кафе за чашечкой кофе. Мне, вообще, иногда кажется, что мы потеряли самое главное, что есть в образовании – беседу учитель-ученик! Это, безусловно, тема отдельной и очень большой книги, а может быть даже и серьезной монографии, но я совершенно точно, не возьмусь за ее написание никогда. Тем не менее, позволю себе несколько замечаний, которые, в моем понимании, позволят более четко понять почему и для чего родилась эта книга.
Возможно под влиянием своего образования и своих университетских педагогов, я до сих пор остаюсь стойким сторонником того, что образование всегда должно находиться на уровне личностного контакта. Различные интерактивные, дистанционные, методы обучения, это наверное, модно и хорошо, но они выхолащивают саму суть педагогики. Своеобразный и не достижимый идеал – это Платоновская академия основанная на Сократовских традициях, когда ученики и учитель беседуют на заданные темы. Конечно, это утопия, но в определенных науках и учебных дисциплинах без этого никуда. Сейчас, к сожалению, этого практически не встретишь. Вместе с тем, уроки истории, географии, биологии, да практически все, можно с успехом проводить на «местности», более того даже нужно это делать. Как человек работающий в системе образования 25 лет, я понимаю все сложности связанные с таким подходом, но по-прежнему остаюсь его убежденным сторонником. Что может быть лучше того, как не провести урок по истории в Дмитрове (основан Юрием Долгоруким, был центром Дмитровского княжества), да все это в Дмитровском кремле. Прекрасно для иллюстрации сразу нескольких тем, начиная от периода удельнокняжеской раздробленности Руси и заканчивая образованием единого Российского государства. Проводить уроки географии на природе, вписывая темы уроков в такие-вот выходы в «поле». Еще раз, я прекрасно понимаю всю сложность такой организации учебного процесса в современной школе или ВУЗе, но сложно, не значит невозможно! Когда ребенок видит историю в «живую», а не на картинке в учебнике или интернете, когда он прикасается к ней, он начинает совершенно по-другому относится к своей истории, к окружающему его миру. Безусловно, каждый урок невозможно провести в «историческом антураже», но это и не нужно, можно прекрасно подобрать определенный памятник под урок и потом ссылаться на него при разборе других тем. Еще раз – просто нужно желание!
Зачем нам такое лирическое отступление, спросите вы? Книга, вроде бы о волонтерстве и благотворительности? А, все очень просто – отвечу я! Все эти процессы взаимосвязаны. Волонтер, участник благотворительной деятельности, не появляется ни откуда. Человек, как правило, приходит к этому через воспитание, личные примеры и понимание собственной, внутренней, необходимости заниматься этим нужным и важным делом. Банально, но волонтер, как и благотворитель, не появляется просто так! Всегда есть набор побудительных причин для начала этой деятельности, и он, как правило, закладывается еще на детском, школьном уровне. Работая со студентами, я не раз обращал внимание на то, что как правило, наиболее активные в этом отношении ребята и девчонки в большинстве своем получили эти свои «задатки» от школьных учителей, которое не ленились ходить с ними в походы, на экскурсии и просто неформально общаться на различные темы. У нас и раньше и сейчас любят говорить про людей с активной жизненной позицией, а откуда она взялась эта позиция? Значит нашелся тот учитель (учителя) которые сумели разбудить в том школьнике это желание быть активным, быть полезным и значит не сумели «покемоны» и «телепузики» перебороть то, что было заложено школьным учителем.
Но я отвлекся. Я не ставлю своей задачей морализацию или причитания о том, как сейчас все плохо и будет еще хуже. Отнюдь. Да, конечно, многое мы потеряли, и продолжаем терять, но многое и приобрели, в том числе бесценный опыт и вот этим опытом, я и попытаюсь поделиться с вами со страниц этой книги.
Итак, разговоры у костра. На мой взгляд, это не менее важная часть педагогического процесса, чем проведенный в классе урок или прочитанная в университете лекция. А, возможно и более значимая. Именно в таких беседах и закладывается образование, а не получение специальности. Как всем прекрасно известно ОБРАЗОВАННОСТЬ и ДИПЛОМИРОВАННОСТЬ не всегда взаимотождественные понятия. В один из таких разговоров у костра, мне и был задан вопрос: «ДВ (одно из моих не официальных «прозвищ» допустимых мной в использовании при неформальном общении), а зачем вы занимаетесь с этими детдомовцами?». И я задумался. А, действительно, зачем? Что, лично для меня, явилось той побудительной причиной, которая подтолкнула к волонтерству и благотворительности? И, оказалось, что я не знаю ответ на этот вопрос. Привычка? Потребность? Что? Студенты застали меня врасплох, и поставили в тупик! Но, что-то надо было отвечать. И я ответил – не знаю! Но если им действительно интересна эта тема, то я готов подумать и позже ответить на их вопрос. Надо сказать, что я не стесняюсь говорить своим студентам и школьникам, что чего-то не знаю. Ничего стыдного тут нет, даже энциклопедия не знает всего, а я всего лишь человек. Важно, чтобы они понимали, что ты готов изучить неизвестный вопрос и позже ответить им на него. Так что мой ответ не вызвал нездорового ажиотажа, и мы договорились, что через несколько дней вернемся к нему. Честно говоря, когда на следующий день закончив заполнять полевой дневник, я задумался о данном мной обещании, то понял, что стою в тупике. Вот как реально ответить на такой вопрос? Хочу сделать мир лучше? Нет не хочу, так как знаю, что это невозможно. Хочу что-то кому-то доказать? Нет не хочу! Внутренняя потребность? Скорее да, но почему и, тогда откуда она взялась? Почему я купил машину? Потому что она мне необходима. А, почему именно такую машину? Потому что она отвечает тем задачам, которые я ставлю перед машиной. Почему ты пошел на этот фильм? Потому что хочу его посмотреть, мне интересен режиссер/сценарий/актеры, просто реклама сподвигла. А, вот почему ты занимаешься благотворительность? Не часто бывают вопросы, которые ставят самого себя в такой тупик. Но, слово сказано, обещание дано! Да и самому стало интересно разобраться в собственных побудительных мотивах. Забегая вперед скажу, я – разобрался! Но ответа на вопрос о своих побудительных мотивах не дам, пусть у каждого они окажутся собственными. Для меня важным оказалось другое – я понял, что должен им сказать и как должен им сказать. Ну и самое главное, в процессе размышления над заданным мне вопросом родилась идея, а потом и сам тренинг «Путь Волонтера». И, кстати, первые задумки этой книги.
Именно поэтому, когда лично мне стало понятно, что книга «Я – Волонтер» просто просится наружу, то первым что я для себя отметил, что она будет построена не как научная монография или труд по психологии и педагогике, с кучей умных цитат и ссылок на большие и не очень авторитеты. А, именно как беседы у костра со своими студентами, когда не очень важна, абсолютная точность цитаты и конкретная страница с которой взята эта цитата, а важно передать смысл этой цитаты и свое понимание того, что человек хотел сказать.
Тот полевой сезон, и некоторые события после него, заставили меня по-новому взглянуть, как на себя и своих студентов, так и на то, что и как я делаю занимаясь волонтерством и благотворительностью.
Обещанная студентам беседа состоялась через несколько дней, причем растянулась сразу на несколько вечеров-посиделок. Кого-то я убедил, кого-то нет, кто-то принял мою мотивацию, для кого-то она оказалась не убедительной. Важно другое. Они так или иначе, задумались над этой проблемой и сами для себя стали задавать такие же вопросы. Мне, помимо всего было еще интересно взглянуть на моих студентов, а точнее на то, как изменилось или нет их отношения к тем детям из детского дома которые были с нами в экспедиции. И это тоже оказался интересный и полезный опыт.
Надо сказать, что до того полевого сезона я старался разводить студентов и детдомовцев по разным сменам, и это был первый опыт их совместной деятельности. Поэтому я наблюдал, учился и делал выводы. Уже после экспедиции произошла масса интересных событий связанных с их совместным пребыванием (подробно я буду рассказывать об этом в других беседах), но вот что показательно, часть студентов при подготовке следующего сезона сказали, что не поедут если будут детдомовцы, часть собиралась регулярно ездить в этот детский дом, но так и не собрались, а часть сами стали волонтерами и некоторые из них сейчас активно занимаются этой деятельностью. Что касается меня, то я достаточно серьезно анализировал именно этот опыт пытаясь для себя понять почему те или иные студенты поступили так, а не иначе. Что служило побудительным мотивом в их таких поступках? Почему часть тех, на кого я рассчитывал не захотели или не справились, а те, кого я в глубине души считал обычным балластом, вдруг проявили себя с самой лучшей стороны. С той поры прошло уже много времени и какие-то волонтерские проекты я закрыл, а какие-то наоборот начал развивать еще сильнее. Сменились поколения студентов, но опыт, и вопросы на которые я пытался отвечать сидя у костра только увеличился. И сейчас, когда я сам пришел к тому, чтобы создать свой собственный благотворительный фонд, изложить свои размышления на бумаге, поделиться своими мыслями, идеями и сомнениями мне показалось очень важным. Возможно, прочитав эту книгу, человек скажет «ерунда все это», а может и не дочитает до конца. Но, наверняка, найдутся и те, кому она окажется полезной, кто так же хочет не быть посторонним в этой жизни, просто не всегда понимает, как и не всегда знает с чего начать. Вот именно для этих людей и предназначена данная книга. Если вы прочтя ее нашли ответы на свои вопросы, увидели пути, по которым можно двигаться, то значит не зря я тратил свое время и средства своих спонсоров, что бы издать эту книгу и постараться что бы она дошла до максимальной аудитории. Если вы вдруг не нашли ответов на свои вопросы или у вас их появилось еще больше, то я готов ответить на них в сети или на своих тренингах. А, может быть вы просто захотите к нам присоединиться и получит опыт, который позволит вам в дальнейшем самостоятельно делать что-то свое. В любом случае «Feci, quod potui, faciant meliora potentes» (Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше).
Не забываем подписываться и лайкать.
Да, книжка, которую я анонсировал уже в продаже.