Найти тему

Потрогать пескаря рукой

Мама постоянно говорит, что в свои пятнадцать лет дочка – настоящая красавица. Но Лилька не устаёт спорить с матерью: «Посмотри, какие у меня худые ноги и руки».

– Мясо нарастёт, зато у тебя ножки стройные и ровные! – Лилька смеётся в ответ, потом направляется к зеркалу. На неё смотрит девчонка с яркими «лисьими» карими глазами, маленьким малиновым ртом (унаследовала от мамы Фариды), с высоким лбом и небольшим носиком (это от папы Андрея). Но если честно, хочется ещё иметь шикарные густые волосы, как у актрис в рекламе, а не как у неё – длинные, чёрные, но не густые и жирноватые. Поэтому, чтоб выглядеть человеком, приходится мыть голову почти каждый день.

Лилька примеряет нарядную обновку и думает о том, что не всегда выглядела такой Барби. Раньше так не следила за собой, могла пойти в том, что в шкафу попало под руку, а потом все девчонки вдруг переменились, и придти на уроки в немодных шмотках уже никто не мог, не считая самых бедных. Если на рынке появлялись новые фасоны брюк, джинсов, туфель с острыми носами, то на следующий день на ком-то эти вещи были надеты. И следом во многих семьях устраивалось потрошение родительских кошельков часто в дуэте со скандалами.

Лилькина бабушка Минигуль Ахатовна, бывшая заведующая детским садом, говорит, что одеваться с базара – дурной тон. Сама одевается у швеи.

– Это же абика, – размышляет Лилька. – Ей не скажут в глаза, что одета, как чмо. Для её возраста это подходит.

Хотя внучка не прочь бы видеть абику*, одетой более современно. Маму тоже выручает вещевой рынок. Ещё подруги привозят шмотки из Москвы. Некоторые вещи создают впечатление, будто куплены в фирменных магазинах.

В Лилькиной семье нет мужчин. После закрытия основного предприятия отец остался без работы. Психовал, костерил правительство, реформы, перестройку. Запился и умер. Мама тянет Лильку и сестру Гульку на зарплату продавца в вещевом отделе магазина. Помогает абикина пенсия. Но в последний год мама получает больше, потому что хозяйка – двоюродная сестра разрешает реализовать свои вещи, которые мать иногда закупает на рынке в Казани, да Лилька с сестрой ходят помогать: распаковывают товар, отпаривают одежду, пишут ценники, оформляют отдел к праздникам.

До недавнего времени своё будущее девчонка видела в бизнесе. Ей хотелось добиться больше, чем тётя Нурия. Иметь не два отдела, а магазин или целую сеть.

После того как мама стала работать на сестру Нурию, жизнь семьи стала другой. Раньше Лилька была как все: одевалась, во что имелось, и не заморачивалась, читала книжки, гуляла с девчонками. Любила диснеевские мультики, особенно «Царь Лев», смотрела мексиканские сериалы. Бегала в секцию волейбола, учила уроки, расстраивалась из-за полученной тройки или обидного слова, брошенного одноклассниками. Но после того как стала помогать маме в магазине, школьная жизнь отошла на второй план. Даже уроки стали делаться быстрее, а если что не получалось, звонила Димке, который был готов и луну с неба достать. Если он не мог помочь, списывала у девчонок в перемену.

Сейчас Лилька одевается, как лучшие модницы школы. Покупает себе то, о чём мечтала: косметику, средства по уходу за телом. Её волосы стали пышнее и шелковистее после применения бальзамов - ополаскивателей.

Она стала интересной девчонкой. Те пацаны – старшеклассники, на которых заглядывались все девчонки, стали обращать внимание, предлагать дружбу. Сейчас Влад из 11 «Б» - школьный ди-джей не даёт прохода в перемену. Как льстит Лильке зависть одноклассниц! Недавно начала встречаться с Павлом из 11 «Г», одновременно принимая знаки внимания от десятиклассника Володи Светина – школьного барда и просто обалденно - красивого парня.

Пашка водит Лильку в кафе, кормит мороженым, Владька достает билеты на дискач в центральный ДК, Володька посвящает песни, пишет на открытке и вручает, смеясь, с неизменными словами:

– Бель! Ты снова вдохновила меня. Прими шедевр!

Имя Бель появилось в её жизни недавно, когда стала популярной песня о Эсмеральде. Впервые так назвала подружка Светка:

– Лилька! У тебя, как у Бель три поклонника, и ни одного горбуна! Счастливая ты!

Но Лилька не считает себя по-настоящему счастливой, потому что хорошо помнит, когда была серой мышью из-за того, что не имела модных тряпок, косметики и разных безделушек. Помнит, как не замечали, обижали.

– Все говорят, я стала другой – размышляет девчонка. – Но и раньше была такой, но никто не замечал. Сменила обёртку, и все стали видеть конфетку, будто раньше была не я, а пыль под ногами. Да раньше лучше была!

Действительно, лучше! Школьница была добрее, милосерднее, нежнее, терпимее, проще, чище. Не судила людей, не делила на своих и других. Сейчас ни за что не пойдёт на дискотеку с одноклассницей, если её прикид не соответствует общему уровню. Сейчас Лильке смешно оттого, что когда-то нравились душещипательные песни Алсу, мелодии фильма «Титаник». Она научилась втихую смеяться над убогой одеждой учителей, над ребятами- ботаниками, которым кроме учёбы ничего не надо в жизни. Они с подругами даже не танцуют на дискотеках, если звучит русская попса, стоят в кругу и ждут, когда включат песни крутых зарубежных групп.

Она больше не читает книг, постепенно теряет душевный контакт с матерью, но это совсем не волнует. Её вообще многое перестало волновать.

– Раньше, смешно вспомнить, – говорит Светке, – думала, будет ли гражданская война, растают льды или нет в Антарктиде, расширятся ли озоновые дыры в атмосфере, а теперь глубоко наплевать!

Её не интересуют соседи. Совершено безразлично, у кого родился малыш, к кому приехала скорая помощь.

– Пусть живут, как умеют, у меня своя жизнь, – думает девчонка. Но иногда перед сном, задумываясь о том, какой стала, чувствует, как внутри что-то начинает саднить, как царапина. И бывают мгновенья, когда кажется, что она - не она, что её душа очень далеко от этой комнаты с новой мебелью. Например, в деревне деда Семёна на берегу прозрачного пруда с жёлтыми кувшинками. …Будто бежит по ромашковому лугу, раскинув руки, словно крылья, и душе легко, свободно. Такое огромное голубое небо, яркое большое ласковое солнце… Она засыпает под тёплыми лучами, а, проснувшись, бежит к зеркалу рассматривать лицо – не появился ли предательский прыщик?

Накладывая макияж, вспоминает сон – полуявь, и смеётся, глядя в зеркало, но в глубине глаз – две точки, как две занозы, которые не улыбаются. Лилька начинается злиться на себя. Ей хочется жить так, чтобы ничего не омрачало её мира.

***

– Дочь! Сегодня зайдёшь в магазин?

– Да. Напишу сообщение по истории и приду.

– В четверти троек выходит много?

– Как обычно: одна по физике.

– Я могу нанять репетитора.

– Класс!

– Найти бы подешевле.

– Да любая училка за копейки согласится! Сама знаешь, как им платят.

В пятницу, проходя по школьному коридору, натыкается взглядом на объявление. Школьный драмкружок приглашает на премьеру сказки по пьесе Л. Филатова «Про Федота- стрельца». Пробегает по списку исполнителей и удивляется. Оказывается, ребята из параллельного класса дружно посещают драмкружок.

Только из любопытства они с Иринкой и Светкой приходят вечером в школу. В актовом зале нет свободных мест! Приходится под ворчанье завхоза тащить стулья из кабинета химии. Лилька не читала, не видела по телику сказку, но слышала, что при экранизации смысл сильно исказили, «украсили» тупой эротикой.

Открывается занавес. В простых декорациях, отдалённо напоминающих царские палаты, начитается театральное действо. Скоморох в смешной шапке, рассевшись на краю сцены, эмоционально выступает в роли автора, вызывая первые зрительские улыбки.

В третьей сцене занавес раздвигается шире, открывая часть избы стрельца, а справа - кусок декорации леса. Лилька не замечает, в какой момент действие начинает захватывать её. Шла на спектакль с чувством любопытства и лёгкого презрения, (девятиклашки сказку ставят, прикол!), то с каждой новой репликой становится всё интереснее!

Некоторые моменты в актерской игре царапают неискренностью. Особенно не принимает зритель Генерала, которого играет полный парень с писклявым, не мужским голосом, зато великолепен худой Царь в балахонистом, подвязанном золотистым кушаком одеянии. Под гримом и бородой совершенно невозможно узнать актёра. Прекрасны Федот и Марья, а косматая Баба Яга с крючковатым носом кажется настоящей ведьмой из глухой чащи.

Позже девчонка с удивлением обнаруживает, что ждёт выхода Федота. Лишь к концу спектакля озаряет, что играет пацан, которого сотню раз видела в школе, в спортзале. Но каков он в роли! От него невозможно оторвать глаз, невозможно не реагировать на каждый жест, фразу:

« Ты просил достать ковёр?*

Ну, так я его припёр!»

Столько искромётного юмора, какой-то забытой русской прелести и в тоже время мудрой хитрости в каждом взгляде, звуке голоса, позе! Какая нежность в грубоватых словах, обращённых к жене:

«Ты, Марусь, того, не трусь.**

Образуется, Марусь!

Сполню царское заданье

И целёхоньким вернусь».

У Лильки странно перехватывает горло. Почему-то вспоминаются наигранные интонации её воздыхателей. Они кажутся фальшивее, чем чувства, выраженные Федотом. А зал в это время умирает от хохота.

По дороге домой девчонка удивляется тому, что ребята, которых постоянно видит в школе, могут так перевоплощаться, правдиво и ярко действовать в образах. Ей хочется ближе рассмотреть человека, который научил этому ребят. Дома, вспоминая овацию после премьеры, чувствует то ли ревность, то ли зависть:

– Если Маруся - Танька Прокопьева, эта тихоня в школе, смогла вызвать восторг у зрителей, чем хуже я? Неужели не сумею сыграть, как они?

Захотела – сделала! Через два дня находит в организаторской руководителя кружка. Им оказывается невысокая, ничем не примечательная женщина средних лет с серыми глазами, с короткой стрижкой русых волос. Она руководит народным театром в клубе «Факел», а группу школьников ведёт в их школе. Всего шесть часов в неделю занимаются ребята, и за полгода – такие результаты.

Педагог слушает Лилю, потом просит прочитать стихотворение. Первое, что приходит на ум, стих Пушкина: «Мороз и солнце! День чудесный…» Затем педагог предлагает пройти по кабинету в образе больной старушки, потом, представив себя полной, тучной женщиной, сесть на стул, полетать в образе летучей мыши, покружиться грустным, оторванным от родной ветки листком.

Так странно, глупо Лилька себя никогда ещё не чувствовала. А педагог бросает в руки меховую шапку, быстро сказав, что это котёнок, и просит отнестись к шапке, как к любимому животному. Швыряет на колени с криком « Крыса» и отскакивает. Лильке приходится резко отбросить вещь на пол. Замирает, ожидая услышать замечание, но режиссёр, поднимая шапку, хвалит: «Молодец! Принимаю тебя. Занятие завтра в актовом зале. Начало в три. Не забудь сменную обувь».

Лилька идёт домой со странным чувством. И рада, что взяли в кружок, и в то же время не верит этой невыразительной женщине с печально- усталыми глазами.

На занятии Марина Петровна заваливает ребят упражнениями, заданиями. Что только они ни делают! Ползают на четвереньках в воображаемой пещере, прыгают мячами, передают друг другу «стеклянные» и «чугунные» стулья, летают бабочками, борются с волнами, выступают перед взбунтовавшимся народом в образе Царя, собирают ягоды в образе Яги из сказки о Федоте.

Лилька часто взглядывает на режиссёра и ясно видит по выражению лица, что делает что-то не так. На других Марина Петровна смотрят иначе, веселее. Во время перемены, выбрав момент, когда группа ребят отходит от педагога, Лилька решается спросить: «Как я занимаюсь?» Педагог пронзает неожиданно острым взглядом: «Тебе всю правду или подсластить? Сделать скидку на новичка?» Лилька вздрагивает: «Конечно, правду!»

– Я вижу, ты обидчива и тщеславна. Тебе не понравится, что скажу. Может быть, сначала понаблюдаешь, как работают другие, кое-что поймёшь, научишься, а потом уже захочешь услышать оценку.

– Неужели у меня всё так плохо?

– Ты делала всё плохо. Ни одной минуты не была по-актёрски серьёзна. Ни один миг не была тем, кем я просила. Ни секунды не жила в тех обстоятельствах, которые вам давали. Ты не жила, а кривлялась, представлялась. Всем своим видом говорила: «Господи! Чего меня тут заставляют изображать? Что за детский сад!» Землянику на поляне брала так высоко, словно малину. Плыла против течения? Нет, отмахивалась от комаров. Разговаривала в образе испуганного царя? Прости, но ты отмахивалась от надоевших поклонников. Яга у тебя не древняя старуха, а топ – модель на лесном карнавале. Продолжать?

Девчонка шокирована. Раздавлена. Слёзы подступают к глазам, еле сдерживается, чтобы не разрыдаться, не нагрубить.

– Девочка, – она касается плеча.– Тебе вскружил голову успех вчерашней премьеры. За их лёгкостью, естественностью шесть месяцев постоянного труда, усилий ума, тела, души. Успех в любом театре, в маленьком или большом, школьном или профессиональном, – ребята, вернувшиеся из столовки, тоже внимательно слушают педагога, – дается нелегко. Красивая внешность и желание блистать мало для того, чтобы что-то стоящее родить на сцене. Ты мне понравилась в этюдах, когда принимала тебя. – Марина отводит Лильку к окну и понижает голос, чтобы не слышали другие, – но тебя словно подменили, когда начала работать в коллективе. Мало того, что не веришь в то, что делаешь, ты другим не даёшь относиться серьёзно к заданиям, превращаешь всё в глупую шутку, балаган. Если ты пришла учиться актёрскому мастерству, не кривляйся, наблюдай, впитывай, схватывай на лету, Учить вас годами у меня нет возможности. После перемены будем репетировать спектакль. Ты будешь смотреть. Назначаю тебя во второй состав на роль Яги.

– Что?

– Так и знала, так среагируешь. Но начнешь с Яги.

– Почему Яга?

– А ты хотела играть Марью?

Лилька опускает глаза, рассматривает носки туфель.

– Пойми. Отрицательных героев играть легче, поэтому начнёшь с неё. Надеюсь, – говорит, уже подходя к столу, – через пару месяцев увижу именно Ягу, а не Лилию Шабалину.

Не передать, что в душе Лильки. Эта женщина с русыми волосами показала, что видит насквозь. Раздавила, как таракана, но дала надежду. Школьнице страстно хочется доказать, что она сможет сыграть Ягу на «отлично». ...Сидя на последнем ряду зрительного зала, глотая злые слёзы, она поочерёдно переходит из одного состояния в другое – в ней борются ненависть и восхищение.

Следующие репетиции Марина словно не замечает Лильку. Девчонке крайне некомфортно, но старается заглушить внутренний смех над темами некоторых этюдов и заданий в разминке. Позже выучивает роль Яги, но на сцену выйти не удаётся. Репетирует первый состав.

Однажды исполнительница роли Яги заболела, Лильку просят сыграть в двух сценах. Её охватывает такое сильное волнение, что не может сказать первую реплику. Марина Петровна подсказывает: «Ты чегой-то не в себе…»

– Я знаю, – хрипит Лилька.

– Тогда начинай! – шепчут со всех сторон ребята.

Девчонка опускает голову, уже готовы брызнуть слёзы. Марина подходит, подает посох, повязывает на голову старинный линялый платок, две пряди смоляных волос распускает по щекам. …Лиля начинает говорить. В голове – гул, в глазах – сизый туман. Она обращается к Генералу, и вскоре замечает, что перестает видеть его веснушки и оттопыренные уши, и одно желание в душе – помочь извести непокорного Стрельца.

Словно сквозь толщу воды доходит, что после слов:«Спробуй заячий помёт, он полезный, он проймёт», – сцена вздрагивает от дружного ребячьего хохота. Марина Петровна хлопает в ладоши.

– Неплохо! Весьма не плохо. Если так пойдёт, толк будет.

Лилька чувствует себя счастливой. Улыбается, и не может стразу отыскать ступеньки, ведущие со сцены в зал.

После репетиции подходит Федот – Серёжа Одинцов:

– Тебя проводить? Сегодня задержались. На улице совсем темно.

***

Если бы кто-то раньше сказал, что её будет провожать Одинцов из девятого, она презрительно плюнула тому под ногти, но сейчас, при словах паренька, сердце обрывается и катится куда-то вниз…

Не может поверить, что покоривший зрителей Федот, этот замечательный, обаятельный парень с актёрским талантом от Бога, идёт рядом. Они смотрят на небо, Серёжка, показывая на созвездие Кассиопеи, начинает рассказывать удивительную легенду. Потом говорят о театре, о школе, об одноклассниках.

– Знаешь, Лиль, я всегда был сам по себе. Пацаны пиво дуют, разборки устраивают, а мне не надо. Книги читаю, свою музыку слушаю. Мне, например, «Скорпионс» нравится, а для наших пацанов – это старина древняя. Я им об этом и не скажу. И ты, наверно, только рок признаёшь. Не люблю тяжёлую музыку. От неё жить не хочется. А пришёл в драмкружок, такое чувство, что сто лет уже тут занимаюсь…

У Лилькиного дома он говорит о том, что у каждого есть на земле заветное место, где человек может быть сам собой, полностью открыть свою душу.

– Моя бабка живёт на берегу Камы, недалеко от Сарапула. У них есть старая церковь, а рядом берёзовая роща. Грачи весной вьют такие огромные гнездовья. Представь, старые берёзы, покосившийся крест на церкви, смотришь и думаешь, что ожила картина «Грачи прилетели». А ещё пройдешь немного, есть два озерца. Там пескари так близко к берегу подплывают, что кажется, их можно погладить руками. А у тебя есть заветное место?

И Лилька, поражаясь себе, начинает рассказывать о ромашковом луге, лохматом жёлтом солнцем, о желании взлететь.

– А вообще-то я мечтаю стать бизнес - леди. А сейчас вдруг вспомнила детскую мечту. Когда была в третьем классе, хотела выращивать красивые цветы, украшать наш мир. Чтоб все вокруг радовались и улыбались.

Перед сном Лилька вспоминает, как было с Серёжкой хорошо и свободно. Её душа ликовала, будто была в волшебной стране из сказки «Золушка», где люди могут быть откровенны, быть собой, не боясь, что их поднимут на смех. Засыпая, она решает, что после школы будет поступать …на биофак.

– Я стану другой, – шепчет сердце. – Перестану чрезмерно краситься, смеяться над немодными девчонками…

Звонок будильника заставляет вскочить с постели. Лилька бежит в ванную, потом придирчиво выбирает одежду, красит ресницы, веки, губы. НАДЕВАЕТ МАСКУ…

Вспомнив вчерашние мечты, с горечью понимает, что не сможет жить как Одинцов, ведь стоит ей снять маску, сразу станет изгоем, посмешищем в кампании…

– Ну, неужели носить её всю жизнь? – спрашивает своё отражение, не ожидая услышать ответ.

Послесловие. Пройдёт десять лет. Шабалина Лиля окончит биофак, выйдет замуж, будет жить в большом столичном городе, растить дочку. Сергей Одинцов окончит актёрское отделение Института культуры, будет служить в театре. При редких встречах в родном городе станут общаться, как друзья.

Иногда во время отпуска Лилия с семьей будет ездить в дедушкин посёлок, на берег озера…потрогать пескаря рукой.

Фото. Сток.
Фото. Сток.

Автор - Татьяна Сунцова. 2006 г.

* Абика - бабушка, измененное слово из татарского языка.

** Слова из пьесы Леонида Филатова « Про Федота – стрельца, удалого молодца».

Послесловие от ведущей канала. В рассказе речь о пьесе. Но многие не читали её, а помнят фильм - трагифарс ( 2001г.) «Сказ про Федота - стрельца», в котором исказили образы, характеры, истории героев, национальные ценности. В пьесе Леонида Филатова много юмора, но нет грязи, пошлости. Царь, как в фильме Овчарова, естественно, не спал с нянькой, царевна не бегала в нижнем белье по палатам дворца в поиске «друга» на ночь, стрельцы не валялись пьяными во дворе…Фильм был сделан, на мой взгляд, в духе очернения и опошления нормального, что стало, увы, традицией в последние десятилетия.

Спасибо за прочтение читателям канала и оценку произведения «Потрогать пескаря рукой».