Найти в Дзене
Андрей Сабанин

Театры Парижа с конца 1700-х до начала 1800-х годов

Театры Парижа с конца 1700-х до начала 1800-х годов были чрезвычайно популярны, всегда открыты и постоянно полны посетителей. Предположительно, они тоже считались «кумиром парижан», но в то время театров, обеспечивающих общественный отдых французских масс, было не более двадцати. Известно также, что парижские театры обслуживали военных. Гвардейцев можно было увидеть в Опере, а Французский театр всегда был полон солдат, отчасти потому, что он якобы был фаворитом знаменитого генерала Наполеона, ставшего затем первым консулом, а затем императором. Известно, что Наполеон любил театр. Фактически, между периодом Консульства и Империей он посетил более 370 спектаклей и двенадцать раз видел трагедию Cinna ou la Clémence d’Auguste, написанную Пьером Корнелем. Однако, несмотря на свою любовь к театру, Наполеон видел в нем политический инструмент, которым он мог владеть, и поэтому решил ограничить количество театров указом от 8 июня 1806 года, ограничивающим число парижских театров двенадцатью.

Театры Парижа с конца 1700-х до начала 1800-х годов были чрезвычайно популярны, всегда открыты и постоянно полны посетителей. Предположительно, они тоже считались «кумиром парижан», но в то время театров, обеспечивающих общественный отдых французских масс, было не более двадцати. Известно также, что парижские театры обслуживали военных. Гвардейцев можно было увидеть в Опере, а Французский театр всегда был полон солдат, отчасти потому, что он якобы был фаворитом знаменитого генерала Наполеона, ставшего затем первым консулом, а затем императором.

Наполеон Бонапарт
Наполеон Бонапарт

Известно, что Наполеон любил театр. Фактически, между периодом Консульства и Империей он посетил более 370 спектаклей и двенадцать раз видел трагедию Cinna ou la Clémence d’Auguste, написанную Пьером Корнелем. Однако, несмотря на свою любовь к театру, Наполеон видел в нем политический инструмент, которым он мог владеть, и поэтому решил ограничить количество театров указом от 8 июня 1806 года, ограничивающим число парижских театров двенадцатью. В 1807 году он издал еще один указ и сократил число до восьми. Четыре из них считались большими театрами и четыре второстепенными. Кроме того, каждый театр также был ограничен исполнением определенного репертуара. Среди театров, оставшихся открытыми после указов Наполеона, стоит упомянуть пять. Это Театр Комеди-Франсез, Одеон-Театр Европы, Театр Оперы, Театр Варьете и Театр дю Водевиль. Театр Комеди-Франсез: начинался как государственный театр с собственной актерской труппой и был основан 8 августа 1680 года Людовиком XIV, когда он издал указ о слиянии двух единственных парижских актерских трупп в одну. Театр и его труппа несколько раз переезжали: в 1689 году он был основан напротив кафе «Прокоп»; с 1770 по 1782 год он давал представления в театре королевского дворца Тюильри; а с 1799 года он находится в зале Ришелье на улице Ришелье, 2. Сразу после начала Французской революции, 4 ноября 1789 года, была поставлена ​​антимонархическая пьеса Жозефа Шенье «Карл IX» с молодым актером-трагиком Франсуа Жозефом Тальмой в роли короля Франции Карла IX. Затем среди исполнителей последовали ожесточенные политические дебаты, и в конечном итоге труппа разделилась на две группы: республиканцев и роялистов. В 1793 году Конвент решил контролировать то, что видели на сцене. Например, труппы были вынуждены исполнять произведения Брута, Гая Гракха, Вильгельма Телля или им подобные три раза в неделю, чтобы «поддерживать в сердцах французов любовь к свободе и республиканизму». пьесы также должны были ставиться за счет республики, и каждый театр, осмеливавшийся ставить пьесу, возродившую чувство королевской власти, подвергался наказанию. Он был «закрыт», и с его руководством поступили надлежащим образом в соответствии с законом.

Театр Комеди-Франсез, конец 18 века.
Театр Комеди-Франсез, конец 18 века.

При Тальме республиканцы основали новый театр под названием «Театр Республики», расположенный на нынешнем месте. Роялисты получили название «Театр де ла Насьон», но их труппа закрылась 3 сентября 1793 года по приказу Комитета общественной безопасности якобы за постановку мятежной пьесы «Памела». Спектакль основан на эпистолярном романе, написанном английским писателем Сэмюэлем Ричардсоном в 1740 году. Один историк написал об этом инциденте: «Это [Памела] длилось восемь вечеров под бурные аплодисменты. Затем последовало предупреждение от Комитета общественной безопасности. Памела была реакционером; то, что она оказалась дочерью графа, не понравилось революционерам. Спектакль был запрещен 24 августа, отозван, Памела превратилась в простолюдинку на протяжении всей пьесы и заменена 2 сентября. Его новая карьера была короткой. В эту ночь при повторении строк «Ах, les persécuteurs sont les seuls condamnables», Et. les plus tolérants sont les plus rasionables! — воскликнул патриот. — Point de tolérance politique! c’est une преступление!» Последовала путаница, человека выгнали. Это было слишком; по приказу Национального собрания… актеры и автор были брошены в тюрьму, а Комеди-Франсез впервые в своей истории была закрыта». Актеров постепенно выпускали из тюрьмы, и 31 мая 1799 года новое правительство предоставило зал Ришелье и разрешило актерам воссоздать свою труппу. Кроме того, после указа Наполеона этот театр был зарезервирован для трагедий и комедий. Одеон-Театр Европы: этот театр был построен между 1779 и 1782 годами и открыт Марией-Антуанеттой 9 апреля 1782 года. Он был расположен в саду бывшего отеля Condé и первоначально предназначался для размещения Французской комедии, но они предпочли остаться в Театре-Франсэ в Пале-Рояль.

Реконструкцией театра в 1808 году занимался Жан Шальгрин, тот же архитектор Триумфальной арки, и тогда он официально назывался Театром императрис, но все продолжали называть его Одеоном, сгоревшим в 1818 году.

Одеон известен премьерой комедии «Женитьба Фигаро» в пяти действиях, написанной Пьером Бомарше. Однако первоначально она была принята к постановке Комеди Франсез в 1781 году. Официальная цензура одобрила текст с небольшими изменениями, но на частном чтении перед французским двором пьеса настолько потрясла короля Людовика XVI, что он запретил ее публичное представление. Затем Бомарше пересмотрел текст и перенес действие из Франции в Испанию. После дальнейшего изучения цензором произведение было сыграно в сентябре 1783 года перед аудиторией, в которую входили члены королевской семьи, и, хотя цензор по-прежнему отказывался лицензировать его как публичное исполнение, король лично санкционировал его постановку.

Затем он открылся в Одеоне 27 апреля 1784 года под названием La Folle Journée, ou Le Mariage de Figaro. Он был настолько популярен, что шел в 68 спектаклях подряд, заработав более высокие кассовые сборы, чем любая другая французская пьеса восемнадцатого века. Его популярность также привела к тому, что он был переведен на английский язык Томасом Холкрофтом, и под названием «Безумие дня - или Женитьба Фигаро» он был поставлен в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне в конце 1784 года.

Сцена из оперы Пьера Бомарше «Безумный путь» или «Женитьба Фигаро» 1784 года.
Сцена из оперы Пьера Бомарше «Безумный путь» или «Женитьба Фигаро» 1784 года.

Невероятная популярность пьесы во Франции стала также причиной того, что ее автор Бомарше оказался запертым в Сен-Лазаре, в квартире под названием des Eveques. Предположительно, по данным газет, заключение стало результатом его собственного плохого поведения. Его друзья могли навещать его, и он мог выходить, но только с разрешения г-на Ле Нуара и только в сопровождении инспектора полиции. Причина, по которой он был заключен в тюрьму, и то, как это произошло, были напечатаны в Bath Chronicle and Weekly Gazette в марте 1785 года. Там говорилось:

«В связи с очень успешным показом его последней новой комедии «Женитьба Фигаро», которая с тех пор была поставлена ​​в театре Ковент-Гарден под названием «Безумие дня», ее легкомыслие подверглось нападкам со стороны некоторых аббатов. о дворе с таким успехом, что помешала великой особе и некоторым из ее свиты почтить спектакль своим присутствием. Это так сильно уязвило самолюбие Бомарше, что он с величайшей суровостью возразил аббатам; в котором он не только взглянул на каприз К..., но и обошелся с архиепископом Парижским с такой грубостью, какую не может вынести церковник. Следствием этого было то, что Бомарше обычными короткими переходами был вытащен из постели в полночь и доставлен в Семинер де Сен-Лазар, со строгим приказом быть взаперти и питаться только хлебом и водой. .”

Театр Оперы: он служил основной оперной и балетной труппой во Франции после того, как был основан в 1669 году Людовиком XIV как Академия Оперы. Вскоре после основания он был передан под руководство Жана-Батиста Люлли и переименован в Королевскую музыкальную академию, хотя продолжал называться Оперой. После того, как разразилась Французская революция и в начале 1800-х годов, он претерпел еще несколько изменений названия, одно из которых было Королевской академией музыки, а затем в 1816 году было названо Академией изящных искусств. В 1821 году труппа переехала в зал Ле Пелетье, который вмещал 1900 зрителей и оставался там до тех пор, пока здание не сгорело в 1873 году.

Театр де л'Опера с 1794 по 1820 год.
Театр де л'Опера с 1794 по 1820 год.

Одним из интересных источников дохода Оперы были балы. Они начались в 1716 году, но когда в 1789 году разразилась революция, они прекратились и не возобновлялись до 1800 года. Один нынешний историк так заметил об этих балах:

«Первоначально проводившиеся два раза в неделю, с полуночи до 6 часов утра, в 1776 году их число было удвоено, и, кроме того, в дни, когда в Опере не было зрелищ, балы устраивались (известные как bals du jour) с 17 часов. до полуночи. Цена билета составляла 5 ливров, и эту сумму с радостью платили веселые толпы карнавальных гуляк».

Опера была чрезвычайно популярной формой отдыха среди французов, и те, кто посещал представления, обычно были довольны. Один довольный английский посетитель этого места в начале 1800-х годов заметил:

«Мое первое посещение Королевской академии музыки (которая, хотя и является французской оперой, занимает такое же место в мире моды в Париже, как и итальянская опера в Лондоне) было просто случайным. Я готовился к одному из petits спектаклей, когда мне прислали билеты в ложу ординарных аристократов дю Руа… и я пришел… не зная, какие произведения должны быть представлены. Я был рад обнаружить, что пришел на первый спектакль «Devin du Village», который был поставлен как прелюдия перед «Эдипой в Колонне»… и великолепным балетом «Флора и Зефир». … Костюм, игра и техника превосходят по великолепию и аранжировке лондонскую оперу. Танец, который, кажется, составляет самую существенную часть обеих выставок, поскольку он исполняется в Париже, не имеет аналогов в мире. [Тем не менее] авансцена более элегантна, блестяща и привлекательна в Лондонском оперном театре».

Театр Варьете: своим созданием этот театр обязан театральному директору мадемуазель Монтансье (Маргерит Брюне), которая также возглавила Театр дю Пале-Рояль в 1790 году. В 1803 году она была заключена в тюрьму за долги и стала непопулярна среди правительства. Она столкнулась с еще большими проблемами, когда указ Наполеона от 1806 года приказал ее труппе покинуть Театр дю Пале-Рояль, чтобы освободить место для труппы в Театре-Франсэ.

«Театр де Варьете», изданный в 1829 году.
«Театр де Варьете», изданный в 1829 году.

Семидесятисемилетний Монтансье был недоволен и добился аудиенции у Наполеона. Затем он вмешался, защитил и позволил ей воссоединить «Société des Cinq», руководившее ее труппой, что привело к основанию нового театра. Это тот, который сейчас стоит у пассажа Панорамы и был открыт 24 июня 1807 года.

Хотя этот театр был второстепенным, он по-прежнему попадал в заголовки газет, и это произошло с размахом в 1817 году, когда многочисленные клерки решили устроить беспорядки из-за поведения персонажа в одной из пьес театра. От 26 до 32 бунтовщиков были арестованы, заключены в тюрьму в Ла-Форс и переданы в распоряжение Королевского прокурора. В информационном письме Сондерса об инциденте говорилось:

«Несколько вечеров назад в Театре де Варьете во время представления спектакля под названием «Борьба с горами» произошел серьезный переполох. Г-н Калико, главный герой этой комедии, представляет собой причудливую карикатуру на приказчика лавочника, который носит внушительные усы, подражает манерам, безрассудствам и порокам тех слоев общества, которым он совершенно чужд, и занимает двусмысленное место. в каждом классе, в действительности не принадлежа ни к какому. Эта хорошо поставленная сатира вызвала негодование служащих некоторых парижских складов, которые думали, что узнают в характере г-на Калико своих собственных персонажей. Соответственно, они решили возмутиться нанесенным им оскорблением. План кампании был согласован, и Театр де Варьете должен был быть взят штурмом.

Число доблестных юношей, участвовавших в этой экспедиции, составляло триста или четыреста, и вход Калико был сигналом к ​​началу военных действий. Крики ярости раздались из ямы; оркестр масштабировался, а сцена атаковала; но жандармы выполнили свой долг с привычным для них хладнокровием и сумели без пролития крови отбить нападавших, из которых дюжина или две попали в плен».

Théâtre du Vaudeville: Водевиль был театральным жанром эстрадного развлечения, зародившимся во Франции в конце 1700-х годов. Это была комедия без психологических или нравственных намерений и основанная на комических ситуациях, которые изначально были типом драматической композиции или легкой поэзии, обычно комедии, перемежающейся песнями или балетами. Водевиль стал чрезвычайно популярным в Соединенных Штатах и ​​​​Канаде в начале 1880-х годов, но его идея радикально изменилась по сравнению с его французским предшественником.

Один историк девятнадцатого века заметил, как водевиль получил свое название:

«Оливье Баслен, сукновик из Нормандии, в начале пятнадцатого века сочинял юмористические песни, которые он пел, расстилая свою одежду в во или в долинах на берегу реки Вир. Эти песни стали популярными, и сначала они назывались Во-де-Вир, а затем получили название Водевиль».

Театр дю Водевиль впервые открылся 12 января 1792 года на улице Шартр, но сегодня известен как кинотеатр Gaumont Opéra. Его основателями были Пьер-Антуан-Огюстен де Пий (драматург и литератор) и Пьер-Ив Барре (исполнитель водевилей и автор песен). Вместе Пийс и Барре в основном продюсировали «petites pieces mêlées mêlées mêlées de cupets sur des airs connus и et des пародии».

Сцена из Театра водевиля в 1830 году.
Сцена из Театра водевиля в 1830 году.

Вскоре после основания в театре случилась беда. В марте сообщалось, что произошло 24 февраля 1792 года:

«Вчера в театре Водевиль произошел бунт, между сторонниками аристократии и толпой в театре были обнажены мечи и кинжалы, и несколько человек получили серьёзные ранения. Сообщается, что один из национальных гвардейцев погиб».

В конце 1700-х и начале 1800-х годов, когда зрители входили в любой из этих пяти театров — Театр Комеди-Франсез, Одеон-Театр Европы, Театр Оперы, Театр Варьете и Театр дю Водевиль — их встречали сверкающие люстры. La Belle Assemblée заметила по этому поводу в 1806 году:

«Театры в Париже освещаются большой круглой люстрой, подвешенной к потолку; и освещается двойным или тройным кругом патентованных ламп. Эти люстры дают ровный и равномерный свет, не слепя глаза зрителям и не отвлекая слишком много внимания от великолепия сцены».

После революции все парижские театры также работали по «своду законов». Эти правила были явно выставлены напоказ и использовались для поддержания порядка, но, по-видимому, это происходило не всегда, как отмечалось в упомянутых выше беспорядках. Однако одно правило, которое должны были соблюдать посетители, касалось сдачи театральных лож. На стене висела доска с надписью «Loge loué». Эти слова указывали на то, что ящик был частным и доступным только для тех, кто его арендовал.

Еще одно правило заключалось в том, что всеобщее внимание публики должно быть обращено на тех, кто находится на сцене, в момент поднятия занавеса. Ожидалось также, что никто не будет прерывать выступление. Один посетитель Франции в начале 1800-х годов писал о заметном внимании французской публики к актерам и актрисам на сцене:

«Театры других стран собирают зрителей, но публика есть только во французском театре. — На протяжении всех пяти актов внимание ни на мгновение не ослабевает; ни один глаз не был отведен, ни одно ухо не осталось без внимания: все, казалось, знали пьесу наизусть, и все слушали, как будто никогда не видели ее прежде».

Также существовало правило о том, что джентльмены должны носить пальто. Согласно La Belle Assemblée, однажды, когда было нарушено правило пальто, парижане потребовали немедленно исправить нарушение приличия. Неясно, был ли замешан алкоголь, но предполагаемое событие произошло 8 августа 1802 года в опере, и о нем сообщалось следующим образом:

«Поскольку театр был переполнен, а погода стояла необычайно жаркая, то вдруг заметили, что двое джентльменов в центральных ложах сидят без пальто! публика, заметив это, встала и потребовала надеть пальто. После большого шума желание, по-видимому, было выполнено, и представление возобновилось. Так как пальто в действительности не было надето, а только накинуто на плечи, то не прошло и пяти минут, как они были снова скинуты. Между публикой и врагом завязалась открытая война; последний полностью отражал первого в каждой последующей атаке. В разгар битвы один из противников, обрушив на аудиторию огромную артиллерию ругательств, продолжил переговоры, которые, говоря английским языком, вызвали у них полное неповиновение. Я не буду претендовать на то, чтобы повторять речь, которую, вероятно, не поняла большая часть аудитории. Но великое скопление англичан на театре военных действий, справедливо почувствовав это неожиданное нападение на их национальные нравы, немедленно присоединило все свои силы к силе публики для изгнания врага. В результате союзники победили».

Что касается публики, населявшей эти театры в конце 1700-х - начале 180-х годов, было дано общее описание:

«Удовлетворение аудитории должно быть пропорционально ее различению. Суждение отнюдь не является недостатком парижской публики. Возможно, мне придется изложить основания для этого наблюдения.

Главные театры открыто заявляют о культивировании только одной отрасли сценического искусства: следовательно, каждый из них имеет больше шансов достичь совершенства. Четко установленная сфера деятельности каждого отдельного театра позволяет сразу же определить общую стоимость проезда.

Таким образом, публика, имея выбор, естественно, предпочтет тот вид исполнения, который лучше всего соответствует ее вкусу и пониманию.

Следовательно, зрители незаметно падают на свои надлежащие станции. И они, будучи почти на одном уровне между собой в отношении суждений, более способны аплодировать или осуждать с должным благоразумием и проницательностью».

Посетители театра в 18 веке.
Посетители театра в 18 веке.

Сегодня все упомянутые театры в той или иной форме остаются открытыми, но правила, которые соблюдали меценаты конца 1700-х и начала 1800-х годов, вероятно, больше не действуют. Например, ни один из них не требует, чтобы джентльмен носил пиджак. Театров тоже не просто восемь. Вместо этого есть около 140 театров или площадок, которые предлагают развлечения, начиная от сценических постановок и исторических реконструкций и заканчивая мюзиклами и многим другим. Более того, до сих пор идут постановки, исполняющие знаменитые «Безумное путешествие» Бомарше или «Свадьбу Фигаро», которые были так популярны, когда они впервые открылись в 1784 году.

Источник https://www.geriwalton.com/theatres-of-paris-from-the-late-1700s-to-early-1800s/