Найти в Дзене
Сообщество «Эгида»

Концепция горизонтального права: мнение юриста

Право — живая и динамично изменяющаяся вещь. Не бывает монолитной и вечной концепции права, оно, как и любая отрасль, имеет свойство развития, накопления и сохранения массива множества прецедентов. Однако концепция права все равно устаревает, официальное законодательство просто не успевает отреагировать на все новые данные. Как решить эту проблему? Предлагаются очень разные мнения. Так, председатель юридической коллегии, бывший сотрудник организаций Газпром и Следственный комитет Иван Николаевич Кожевников считает, что право необходимо децентрализировать и сделать горизонтальным. Кожевников отмечает, что законодательная оптика во многом калибруется за счет юристов-практиков на местах. Именно они находят те или иные уточнения для законодательства, однако система построена так, что у них нет возможности внести в законы исправления. Децентрализированная система, по мнению Ивана Николаевича, ломает сложившуюся иерархию законодательства, что открывает возможность для свободного уточнения и

Право — живая и динамично изменяющаяся вещь. Не бывает монолитной и вечной концепции права, оно, как и любая отрасль, имеет свойство развития, накопления и сохранения массива множества прецедентов. Однако концепция права все равно устаревает, официальное законодательство просто не успевает отреагировать на все новые данные.

Как решить эту проблему? Предлагаются очень разные мнения. Так, председатель юридической коллегии, бывший сотрудник организаций Газпром и Следственный комитет Иван Николаевич Кожевников считает, что право необходимо децентрализировать и сделать горизонтальным. Кожевников отмечает, что законодательная оптика во многом калибруется за счет юристов-практиков на местах. Именно они находят те или иные уточнения для законодательства, однако система построена так, что у них нет возможности внести в законы исправления. Децентрализированная система, по мнению Ивана Николаевича, ломает сложившуюся иерархию законодательства, что открывает возможность для свободного уточнения и комментирования существующих законов.

Кожевников считает, что для идеала такой системе недостает только модерации. В остальном горизонтальная система права — изящное решение, освобождающее юридические коллегии от спорадического вноса целого пакета поправок, которые ломают логику законопроектов. Юристы сами поверяют решения, которые в дальнейшем станут подпунктами законов, и большой коллективный опыт становится серьезной индульгенцией для трансформирования законов в лучшую сторону. Иван Николаевич рассуждает в том ключе, что такая мера лучше всего спасает юридическое дело от косности и ригидности, которые никогда не бывают ценным подспорьем.