Найти тему
PolitRUS

БЕЗ VANISH НЕ ОСТАНЕМСЯ, «УШАСТЫМ НЯНЕМ» ПРИРАСТЕМ

Политолог Иван ЛИЗАН
Политолог Иван ЛИЗАН

Российский рынок бытовой химии продолжает лихорадить. Крупных отечественных производителей на данном рынке мало, доля иностранных компаний с их брендами крайне велика, а спецоперация на Украине застала всех врасплох.

Начальная реакция на политическое давление со стороны своих же правительств, девальвацию рубля и тотальный логистический сбой — поднятие цен.

По этому пути пошла американская Procter & Gamble: она еще в середине марта подняла цены в среднем на 43%, а по некоторым позициям даже на 65–70%. P&G — это целый букет брендов: Ariel, Tide, Lenor, Fairy, Pampers, Always, Gillette, Head & Shoulders, Pantene, Blend-a-med.

Ее примеру последовала британская Uniliver — Cif и Domestos, Rexona, Dove, AXE, Camay, «Чистая линия», «Лесной бальзам», «Бархатные ручки» и «Черный жемчуг». Uniliver также приняла решение поднять отгрузочные цены в диапазоне от 10 до 45%.

Кто-то, как например британская Lush, «оптимизировали» бизнес. Lush списала свою долю в российском бизнесе и теперь в России закроется треть магазинов Lush, а без работы останутся 200 из 500 сотрудников. А британская компания Reckitt — производит Vanish, Cilit Bang, Finish и Calgon — начала передачу своего бизнеса в Росси.

Как видно, стратегии поведения транснациональных производителей бытовой химии разные: кто-то, как крупные P&G с Uniliver, затаились и стригут купоны за счет повышения отгрузочных цен, Lush хлопнула дверью, а Reckitt приняла новые правила игры. В общем, без привычных нам шампуней, гелей и прочей бытовой химии мы не останемся.

Во-первых, у многих парфюмерно-косметических транснациональных компаний (ТНК) в России работают заводы, обеспечивающие им неплохую прибыль даже с учетом того, что главным драйвером продаж в этом сегменте уже не первый год являются скидки и промоакции.

Во-вторых, часть бизнес-процессов удастся изменить таким образом, чтобы не обидеть ТНК и не поссориться с российской властью.

Если торговая сеть OBI решила отдать свой бизнес менеджменту, то и Reckitt найдет способ для извлечения прибыли даже при условии работы ее российского подразделения в изолированном режиме.

Однако на этом хорошие новости для косметических ТНК в принципе заканчиваются. А вот для отечественных компаний открываются большие перспективы.

Уход иностранных производителей бытовой химии, равно как и повышение цен — это шанс для 182 российских компаний, которые могут воспользоваться ситуацией для наращивания производства и перераспределения рыночных долей в свою пользу.

Как сообщают СМИ, «Волгоградский завод стиральных порошков» уже сориентировался и заявил о планах увеличения объемов производства в 2,5 раза до пяти тысяч тонн продукции в месяц. Ульяновская S-HIM также готовится наращивать производство.

Уверен, что скоро их примеру последуют и другие крупные российские компании. Отечественных производителей бытовой химии и косметики хватает: есть Splat (отдельная история успеха), «Невская косметика» со своим «Ушастым нянем» и целый букет производителей, чьи бренды еще нужно раскручивать.

Главная специфика рынка бытовой химии — бренд. У иностранцев они были, с ними они и зашли в нулевых, выкупив многие заводы. Тогда государству было не до производителей косметики и бытовой химии. Сейчас же им понадобится помощь в виде длинных денег для увеличения производственных мощностей, освоения выпуска компонентов — сырья, тары, упаковки, — а также медийное сопровождение для раскрутки бренда.

Главное, чтобы прогнозы Минпромторга по трехкратному росту объемов парфюмерии и косметики в ближайшие годы превратились в конкретный план мероприятий, обеспеченный деньгами, льготами и иными видами господдержки.

Иван ЛИЗАН, редактор портала «Сонар-2050».