Найти тему
Alterlit Creative Group™

«НАЦБЕСТ» ВСЁ?

Намедни ответственный секретарь «Нацбеста» Владислав Толстов объявил о клинической смерти премии: «Не будет Короткого списка, не будет финальной церемонии».

Жизнью нацбестиария я заинтересовался лет десять назад – и с тех пор добросовестно отслеживал перипетии тараканьих бегов. Как я выжил, как я спасся?.. Хотя вру, конечно. Забавно было наблюдать, как членистоногие вылазят из-под плинтуса и наперегонки спешат к кормушке. Крылышкуя золотописьмом, ага.

Так вот, вполне компетентно заявляю: все эти годы за «Нацбестом» неотступно следовал пятиногий пелевинский пес по кличке… хм. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое: 3,14… ну, вы в курсе.

На моей памяти «Нацбест» ложился в гроб трижды, но всякий раз на помощь прибывала реанимационная бригада с дефибриллятором и ампулой адреналина. Наиболее трагическая ситуация сложилась в 2015-м: оргкомитет не мог найти спонсоров, а хозяин «Лимбуса» Константин Тублин наотрез отказался поддержать свое беспутное чадушко. Тогдашний ответсек Вадим Левенталь навзрыд исполнил по этому поводу плач Ярославны: «Тревога и неуверенность в завтрашнем дне – грустные тренды текущего момента». Помирать, так с музыкой: поминки по новопреставленному устроили пышные – с водкой, греческим салатом и креветками в соусе (подробности из журнала «Шум»), да лох не мамонт, не вымрет…

Но к меценатам невзначай прилетела птица мудрости aka жареный петух: сначала ковид, потом сами-знаете-что. В прошлом году кошелек нацбестиария в одночасье отощал с миллиона до 600 тысяч, а в нынешнем денежное содержание главного приза упало до 400 тысяч. Да и тех, видать, не наскребли. Замечу: кроме 400 тысяч лауреатских, требовались утешительные премии финалистам, по полтиннику каждая. Логика оргкомитета безупречна: нет шорт-листа – нет затрат. Словом, как ни болел, а все помер…

Можно поработать Капитаном Очевидность? – кончина более чем закономерна.

Отец-основатель премии Виктор Топоров с широчайшей распальцовкой заявлял: «”Нацбест” осуществляет систематический дренаж литературного болота»; «Премия доказала свою надежность в качестве литературного компаса». Под компасом, как водится, обнаружился топор – уж простите невольный каламбур.

Заместитель главреда «Знамени» Наталья Иванова высказалась об отечественных литпремиях с негуманной честностью: «способ дать денежку хорошему человеку». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный. И «Нацбест» не минула чаша сия, несмотря на все топоровские, левентальские и толстовские мантры.

В 2013-м на нацбестовской сцене разыгрался самый натуральный, на зависть Ионеско и Пинтеру, театр абсурда. Большое жюри выявило бесспорного лидера – роман Максима Кантора «Красный свет»: 10 баллов. Малое жюри назначило лауреатом Фигля-Мигля, он же Екатерина Чеботарева, даром что ее опус «Волки и медведи» числился аутсайдером шорт-листа: пять баллов. Та-ак, начинаем интересоваться вводными. Кто печатал фиглевскую фэнтезийную фигню? – «Лимбус». А кто номинировал? – коммерческий директор «Лимбуса» Виктор Кузнецов, на сайте премии для приличия названный издателем.


Автор статьи: независимый критик Александр Кузьменков.
Вся статья здесь: https://alterlit.ru/post/27139/
Эту и другие статьи вы можете найти в рубрике Имхоч на сайте www.alterlit.ru

#новые критики #нацбест #премиальная литература #национальные премии #частный разбор литературных премий #независимая критика #книжный рынок сегодня #антиотечественная литература #литераторы #литературная газета