Найти тему
Школьный эксперт

Как проверяли шпионов с помощью тестов Струпа

Система тренировки по тестам Струпа
Система тренировки по тестам Струпа

Тест Струпа – это чтение по порядку слов - названий цветов, а потом называние цвета шрифта. Ведь слово «красный», например, может быть написано синим цветом. Мы сначала читаем слово «красный», а потом говорим - «синий».

И вот здесь начинается самое интересное! Наш язык не хочет называть цвет шрифта! Он упорно читает написанное слово! Мы либо запинаемся, либо проходит небольшая пауза, пока определяемся, какое слово нужно назвать.

В этом и заключается эффект Струпа – в противоречивости информации, которую получает мозг. Если бы это был просто набор букв, мы без труда назвали бы, каким цветом они написаны. Но то, что слово обозначает цвет, который отличается от цвета шрифта – вот это и приводит к столкновению информации.

Этот тест придумал в 1935 году психолог Джон Ридли Струп для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа и отслеживают число ошибок.

Почему так происходит? За чтение и узнавание цветов отвечают разные доли мозга. Мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет. То есть, реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того, для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен, так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.

Но если у человека оба полушария развиты в достаточной мере, то он не испытывает трудностей при прохождении данного теста. Именно поэтому такие задачи на основе теста Струпа являются основой упражнений по саморазвитию и тренировке мозга.

Интересный факт об эффекте Струпа: он нашел применение и в контрразведке – его использовали для вычисления шпионов. Лица, жившие под прикрытием в другой стране, могли прекрасно знать свою легенду, но их выдавала неконтролируемая реакция на эффект Струпа. Человеку, которого подозревали в шпионаже в пользу другого государства, давали лист с перечислением цветов на том языке, который он, согласно легенде, знать не должен. Если называние цветов, которыми написаны слова, вызывало сложности, это, в свою очередь, вызывало вопросы у проверяющих

А теперь, давайте, проверим ваши когнитивные способности.

1. Прочитайте по порядку слова, написанные черным шрифтом.

2. Назовите, каким цветом окрашен прямоугольники.

3. Быстро перечислите по порядку, каким цветом написаны слова (не читайте, а называйте цвет!)

Такие задания тренируют переключаемость внимания, развивают мыслительные способности, активизируют взаимодействие полушарий мозга.