Загадки трех флагманов
Странные стечения обстоятельств заставили автора обратиться к этой теме. Три знаковые трагедии и три знака вопроса. Самый главный объединяющий фактор - это тайна и загадочность произошедших событий.
Дредноут "Императрица Мария", линкор "Новороссийск", ракетный крейсер "Москва" - все эти корабли погибли при непонятных обстоятельствах в Черном море. Сказать, что это просто единицы Военно-морского флота - значит ничего не сказать. Каждый из них олицетворял собой мощь страны, каждый был, на момент гибели, неким символом государства.
Все три катастрофы объединяет несколько обстоятельств:
- Это были корабли 1-го ранга, способные осуществлять межокеанские переходы и являлись флагманами. Потеря подобной единицы флота - не просто потеря, а трагедия для всего государства.
- Одна и та же акватория - Черное море. И в Российской Империи, и в СССР, и, теперь уже и в России. Мало того, "Императрица Мария" и "Новороссийск" погибли, практически на одном и том же месте.
- Ни в одной, из вышеописанных трагедий, нет окончательного заключения. Версий множество, но все они рассыпаются, при ближайшем рассмотрении.
«Императрица Мария»
Флагманов с этим названием, побывавшим на дне, было два. В первом случае, мера была вынужденная. Корабль пришлось затопить на внешнем рейде Севастополя, чтобы предотвратить вторжение англо-французской эскадры в 1854 году.
«Императрица Мария» возродилась, как корабль нового поколения в 1915 году.
Серия дредноутов из четырех единиц: «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая», «Император Александр III» и «Император Николай I», должна была сделать Россию полновластной хозяйкой Черного моря.
Корабли строились в Николаеве. За основу был взят проект, балтийских линкоров типа «Севастополь». С незначительными изменениями, черноморский вариант представлял собой грозную силу. 12 орудий 305 мм калибра в четырех башнях говорили сами за себя.
«Императрица Мария» вошла в строй в июне 1915 года. Командующий Черноморским флотом адмирал Колчак, вступивший в должность в 1916 году, держал флаг, именно, на этом корабле.
Вторая «Императрица» вошла в строй в октябре 1915 года. «Екатерина Великая», вместе с «Императрицей Марией» сразу же прекратили «свободное плавание» немецких крейсеров «Гебен» и «Бреслау», отданных Германией Турции. Российские дредноуты уступали в скорости германцам, но легко их доставали, благодаря основному калибру орудий, оставаясь неуязвимыми для ответного огня.
В начале 1916 года "Императрица Екатерина" сблизилась с "Гебеном" на расстояние действия главного калибра. Несколько удачных выстрелов заставили "немца" ретироваться. Вступить в ответный бой он не решился, ввиду явного проигрыша в огневой мощи.
Новейшие дредноуты позволяли России контролировать все Черное море. Тем временем, на верфях Николаева строились ещё два однотипных линкора. Многолетняя цель правления дома Романовых - возрождение Византийской Империи, с восстановлением Константинополя и установлением контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, становилась реальностью.
20 октября 1916 года можно вписать черными буквами в историю российского флота. В этот день, на рейде Севастополя погиб флагманский корабль Черноморского флота "Императрица Мария".
В 6 часов утра произошел взрыв большой мощности в носовой части флагмана. Затем последовала серия из ещё 25 взрывов. Борьба за живучесть корабля, возглавляемая лично адмиралом Колчаком, не увенчалась успехом. Примерно через час, линкор дал сильный крен на правый борт, перевернулся и затонул. Погибло более 300 моряков.
Комиссия Морского министерства, возглавляемая весьма авторитетными персонами, рассматривала три версии: халатность, самопроизвольный взрыв, диверсия. К точному выводу уважаемые эксперты так и не пришли.
Занимавший в то время должность морского министра Иван Григорович, считал, что произошла диверсия. Адмирал Колчак склонялся к варианту "самопроизвольный взрыв".
Неожиданная гибель в своем родном порту новейшего российского корабля, оказала весьма отрицательное влияние на моральный дух моряков - черноморцев. Истинная причина трагедии до сих пор остается неизвестной. История вряд ли уже раскроет эту тайну.
То, что случилось в 1916 году уже не подлежит детальному расследованию. Исторические события, произошедшие в Российской Империи в 1917 году, уничтожили не только само государственное образование, но и все документальные факты, равно, как и свидетелей, связанных с гибелью флагмана "Черноморской эскадры".
Самым главным очевидцем той трагедии, был адмирал Колчак, на тот момент, выполнявший обязанности командующего Черноморской эскадрой. Его жизнь закончилась в феврале 1920 года по приговору военно-революционного комитета большевиков.
Незавидная судьба флагманских кораблей Черноморского флота (часть вторая)