Найти в Дзене

Вечернее исповедание грехов

Новозаветная эпоха, в которой мы сейчас живем, предвещается словами Иоанна Крестителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Тот же призыв повторяет вскоре за Своим Предтечей и Иисус Христос (Мф. 4:17). Покаяние — одна из важнейших христианских добродетелей. Святой Иоанн Лествичник называет покаяние примирением с Господом, дочерью надежды и отвержением отчаяния (Иоанн Лествичник, преп. «Лествица»). Вечернее молитвенное правило, рекомендуемое Церковью для ежедневного совершения, завершается молитвословием, которое именуется повседневным исповеданием грехов. Словами этой молитвы православный христианин завершает свой день, предавая себя в руки Божии. Неудивительно, что она носит покаянный характер: человеку важно осмыслить грехи, совершенные в течение дня, и отходить ко сну примиренным со своим Создателем. В составе вечерних молитв исповедание грехов в настоящем варианте появилось к началу XX в. Нужно отметить, что та форма молитвенного правила, которая известна нам сег
Оглавление

Новозаветная эпоха, в которой мы сейчас живем, предвещается словами Иоанна Крестителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Тот же призыв повторяет вскоре за Своим Предтечей и Иисус Христос (Мф. 4:17). Покаяние — одна из важнейших христианских добродетелей. Святой Иоанн Лествичник называет покаяние примирением с Господом, дочерью надежды и отвержением отчаяния (Иоанн Лествичник, преп. «Лествица»).

Источник: pravoslavie.ru
Источник: pravoslavie.ru

Вечернее молитвенное правило, рекомендуемое Церковью для ежедневного совершения, завершается молитвословием, которое именуется повседневным исповеданием грехов. Словами этой молитвы православный христианин завершает свой день, предавая себя в руки Божии.

Неудивительно, что она носит покаянный характер: человеку важно осмыслить грехи, совершенные в течение дня, и отходить ко сну примиренным со своим Создателем.

В составе вечерних молитв исповедание грехов в настоящем варианте появилось к началу XX в. Нужно отметить, что та форма молитвенного правила, которая известна нам сегодня, сформировалась сравнительно недавно: в XVIII-XIX вв.

Покаяние есть примирение с Господом

Примечательны начальные слова молитвы: Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу. Прежде перечисления грехов мы кратко исповедуем нашу веру в Бога, Который «един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная» (Филарет (Дроздов), свт. «Пространный христианский катехизис»).

Такое исповедание имеет принципиальное значение: лишь при истинной вере в Бога возможно достичь действительного примирения с Ним.

После мы переходим к осмыслению своего греховного состояния. Церковнославянское исповедовати здесь имеет значение «признавать». Хотя покаянная молитва подытоживает прошедший день, в ней исповедаются не только настоящие грехи, но и те, что были совершены в предшествующие дни и ночи: Вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи. Это позволяет увидеть не только конкретный грех, но и состояние, в котором мы пребываем.

Источник: artrue.ru
Источник: artrue.ru

Все мои грехи

Конечно, покаяние каждого человека индивидуально, однако цель молитвы — общим перечислением наиболее распространенных страстей обратить наше внимание на те грехи, которые касаются лично нас.

Попробуем найти и рассмотреть в предлагаемом перечне грехов те наименования, которые наиболее трудны для восприятия. К таковым относятся грехи, связанные со страстью сребролюбия.

Многостяжание — в церковнославянском стяжание означает «приобретение, имение».

Скверноприбытчество — церковнославянское слово скверна — «нечистота», «мерзость», «распутство». Прибытчество — прибыток, прибыль.

Мшелоимство — первая часть слова восходит к мшель, что означает «мзда», «корысть».

Лихоимство — слово подобно предыдущему. Лихо или лихва — «прибыль, корысть, процент».

К этому ряду также можно добавить слово хищение. Страсти сребролюбия в молитве уделяется особое внимание. Иисус Христос так говорил об этом: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному будет усердствовать, а другим – пренебрегать. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6:26). Спаситель утверждает несовместимость сребролюбия во всех его проявлениях и служения Богу.

Источник: stsl.ru
Источник: stsl.ru

После перечисления грехов мы произносим такие слова: Имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах. Онеправдовах от онеправдовати, т.е. «оклеветать, несправедливо обвинить». Истинное покаяние и любовь к Богу невозможны без любви к ближнему: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). Именно поэтому мы признаем в себе и грехи, совершенные против Бога, и грехи, совершенные против окружающих нас людей.

Сожаление о содеянных грехах

Показательны следующие слова молитвы: О сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися.

Слово себе — возвратное местоимение, стоящее в винительном падеже, к нему относится краткое прилагательное винна от винный, т.е. «виновный». Буквально это место переводится так: «представляю Тебе виновного себя».

Каятися значит «приносить покаяние», т.е. совершать то, к чему и побуждает данное молитвословие.

Завершается молитва обращением ко Господу: Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих. Этим мы свидетельствуем, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Мк. 2:10). Только помощь Божия и Его милосердие позволяют нам совершить истинное покаяние.

Источник: dimitri.moseparh.ru
Источник: dimitri.moseparh.ru

Хотя исповедание грехов вечернего молитвенного правила перечисляет общий список согрешений, оно побуждает православного христианина вспомнить и о деяниях, которые были им совершены в течение прошедшего дня и в предшествующие дни и ночи. Это воспоминание, раскаяние и искреннее желание исправить свою жизнь позволяют совершающему молитву отходить ко сну примеренным с Господом.

Тексты, предлагаемые Церковью для молитвы, передают нам святоотеческий опыт общения с Господом, через них мы имеем возможность приобщиться к Церковному Преданию, а значит, стать ближе к Богу.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #молитва #православный молитвослов #вечерние молитвы

Текст подготовил Денис Миронюк.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»