Найти тему

Последние язычники и первые христиане: Зал Константина Великого в Музее Христианской Культуры

Судьбоносным моментом в истории Христианства и Церкви стала эпоха императора Константина Великого (306-337) – человека, изменившего мир. Именно он превратил древнюю Римскую империю из оплота язычества в мощную христианскую цитадель. И именно ему посвящен отдельный зал Музея Христианской Культуры (г. Санкт-Петербург, пер. Лодыгина, д. 5).

В этом зале можно увидеть произведения искусства и предметы быта времен Византийской империи – государства, подарившего Руси Православную Веру. Представленные в нем экспонаты показывают историю зарождения Христианства и его распространения на территории Средиземноморья. Центральным персонажем экспозиции является скульптура самого Святого Равноапостольного Царя Константина.

По легенде, накануне перед битвой у Мульвиева моста император увидел в небе символ Креста, а во сне ему явился Христос и, указав на символ Хрисмы, произнес: «Сим побеждай!». Константин приказал сделать знамя с изображением этого символа, и на следующий день его войска одержали блестящую победу.

После этой победы Константин Великий обратился в Христианство и вошел в историю как человек, прекративший гонения на христиан и Церковь. С именем его матери – святой Елены, отыскавшей в Святой Земле Пещеру Воскресения Христова, – связано событие Обретения Креста, а также основание в Иерусалиме Храма Гроба Господня.

-3

Именно Константин основал город Константинополь, которому будет суждено стать столицей нового государства – Византии. В собрании музея находятся уникальные артефакты из жизни греческой Империи – светоча Христианской веры на Востоке и оплота цивилизации во всем мире.

Особым почтением среди жителей Византии пользовалась Богородица – Покровительница Константинополя. Не раз вера в спасительный Покров Божьей Матери объединяла их в тяжелые времена и спасала христианскую империю от варварских нашествий. Поэтому Богородичные иконы обрели здесь особую популярность.

Икона «Богоматерь с Младенцем». Вестибюль 2-го этажа музея.
Икона «Богоматерь с Младенцем». Вестибюль 2-го этажа музея.

Феномен иконы зародился именно в Византии. Само это слово – греческое и переводится как «образ, изображение». Несмотря на это, в истории Империи было время, когда почитание святых образов приравнивалось к идолослужению и строго преследовалось. Этот период стал известен как эпоха Иконоборчества, в ходе которой многие иконы, фрески, мозаики и другие произведения искусства были уничтожены.

-6

Конец иконоборческой ереси положили две женщины-императрицы – Ирина и Феодора. Однако на этом женская роль в истории Христианства не ограничилась. Уже в X веке на этом поприще прославилась св. княгиня Ольга, которая в ходе своего путешествия в Константинополь «привезла» новую веру из Византии на Русь. Финальным аккордом в этой истории стала эпоха князя Владимира Святого, при котором произошло Крещение Руси (988 г.)

Выставочное пространство зала раскрывает перед посетителями сложный путь Христианства в древности, его триумф и возвышение как самой распространенной религии в мире. Не только узнать, но и понять его историю и сущность поможет специальная тематическая экскурсия Музея Христианской Культуры.