Вспомнилась история. Итак. День, теплотех, подземный переход. Мы с одногруппницами на пути в университет. Проходя по подземному переходу, за нами увязался мужчина. Он что-то бормотал себе под нос и шел за нами со стеклянными глазами. Что уж именно его привлекло – неизвестно.
Он пытался подойти как можно ближе к нам, а судя по его руке на ширинке штанов, мысли были совсем не дружелюбные. Мы ускорили шаг, постоянно оборачиваясь и проверяя, идет ли он за нами. И он шел. Мы побежали – он побежал. Так он кружил за нами по подземке. Иногда получалось слиться с толпой и немного оторваться. Эта погоня продолжалась вплоть до университета. Лишь когда мы предупредили охранника, что очень странный мужчина вот-вот зайдет в здание, эта история подошла к долгожданной развязке. Он его вытолкнул. Вот такой бесплатный квест.
Страшно представить, что могло бы случиться, если бы он догнал нас в этой подземке? Там же два поворота, кирпичная стена, выхода нет.
Обратимся к общественному мнению. Тимур Газатуллин, представитель движения «Гражданский патруль», рассказывает о взглядах на пешеходную инфраструктуру в Челябинске.
– Как вы считаете, в чем заключаются главные опасности подземных переходов для жителей Челябинска?
– В городе, особенно в центре, не должно быть никаких внеуличных переходов, так как в Челябинске сотни тысяч пешеходов. Треть всего населения города – это маломобильные люди: пожилые, инвалиды, родители с коляской, велосипедисты, люди с багажом. Для них подземный или надземный переход – это непреодолимое препятствие.
Люди живут на земле, а не над или под землёй, и должны ходить по земле.
Реальная опасность жизни в том, что всё равно люди будут перебегать дорогу, а водители не ожидают встретить пешехода и задавят его. Человек с большей вероятностью погибнет, так как скорость удара будет больше, чем у зебры или перекрестка. В переходах часто проходят электропровода и есть работающее оборудование, например, холодильники ларьков. Кажется, лет 5 назад в переходе на Площади Революции убило током девушку. Ещё прошлой зимой там же на ступенях упал пожилой мужчина и умер от черепно-мозговой травмы. Также такие переходы очень дорого строить и ещё дороже содержать. В итоге они во всем мире не обслуживаются в полной мере. Сторонники подземок агитируют, что для маломобильных граждан там будут установлены лифты, но в реальности, не могут убирать даже лед. Они опасны и ночью, когда мало людей, одинокие пешеходы могут стать жертвами хулиганов и насильников.
– Вы затронули тему маломобильных граждан. Какие способы передвижения в подземных переходах существуют для них?
– У них нет возможности спокойно передвигаться по Челябинску, да и вообще во всех крупных российских городах. Делают пандусы и даже подъёмники, но они совершенно не годятся для одиночного передвижения инвалидов-колясочников, а для остальных маломобильных спуск и подъем – это настоящее испытание, даже для молодых и здоровых мужчин. Куда проще просто по зебре перейти улицу. Такие же проблемы для пешеходов есть в Китае, Саудовской Аравии, Средней Азии и даже в США. Но в США, как и в Европе, ликвидируют внеуличные переходы. На Западе всегда дублируют существующие подземные переходы зебрами. Несмотря на безумную автомобилизацию штатов, там очень много наземных переходов и светофоров, каждые 50 метров.
– Есть ли в Челябинске хоть один подземный переход, отвечающий всем нормам строительных работ и передвижения граждан и маломобильных социальных групп?
– На сегодняшний день в городе нет ни одного удобного и безопасного перехода. Есть новый подземный переход на повороте ЧМЗ. Там на всех входах есть пандусы, они очень пологие, но получились серпантины лабиринтов. Также там устроили восточный базар и сузили проходы. На Площади Революции делают ремонт, но пандусы всё равно крутые. Про переходы на Теплотехе или на Детском мире можно промолчать, они ужасные во всех смыслах.
– Как вы думаете, что ждёт «подземный Челябинск» в будущем? Есть ли шансы, что власти увидят и услышат о проблемах строительства и финансирования подземных переходов?
– Я думаю, что в будущем урбанисты победят власть и общественное мнение. Это уже происходит. У нас продублируют все переходы в центре города. На повороте ЧМЗ и на трассах за городом внеуличные переходы как раз нужны, ведь там скоростные магистральные дороги. Строительство и содержание подземных переходов – это чёрная дыра, куда будут уходить деньги граждан. В удобном и доступном для всех городе должны быть улицы с зебрами и светофорами, на всех улицах, где живут люди и есть активность, нужна безбарьерная среда. Я обычный человек, простой рабочий с завода. Я просто люблю урбанистику и хочу, чтобы в России сформировалось гражданское общество.
Ну а мы, в ожидании государственных благ, справляемся перебежками и университетскими охранниками. А с вами случались подобные истории на улице?