Больше двух недель Шанхай, один из крупнейших мегаполисов мира, находится в условиях жёсткого локдауна из-за вспышки COVID-19. Несмотря на суровость введённых властями ограничений, число заражённых в городе с каждым днём продолжает увеличиваться. Это становится поводом для оправдания и пролонгации защитных мер, однако недовольство жителей нарастает.
14 марта комиссия по здравоохранению Шанхая сообщила, что за сутки в городе было зарегистрировано 27 719 новых инфицированных коронавирусом, у 2573 из них отмечены симптомы заболевания. В тот же день председатель КНР Си Цзиньпин сообщил, что его правительство будет продолжать придерживаться политики нулевой терпимости к коронавирусу, несмотря на общественное негодование в Шанхае и рост экономических издержек. «Работа по профилактике и контролю не может быть ослаблена», – заявил Си, добавив, что чиновники должны придерживаться принципа «прежде всего люди, прежде всего жизни». «Настойчивость – это победа», – подчеркнул он.
В городе с населением более 25 миллионов человек с начала вспышки 1 марта число заражённых достигло 280 тысяч. Симптомы болезни были зафиксированы у 12 тысяч из них. Девять случаев медики классифицировали как тяжёлые, однако за почти полтора месяца никто из инфицированных не умер.
Город находится в карантине с 27 марта. Людям запрещено выходить на улицы, проводится постоянное тестирование на COVID-19. Положительного результата анализа боятся все – от рабочих порта до менеджеров высшего звена.
Он означает отправку инфицированного в специальное карантинное учреждение вне зависимости от наличия у него симптомов. Фактически речь идёт о санитарном лагере.
При этом домашних животных ковид-положительных граждан уничтожают. Кроме того, до недавнего времени инфицированных детей разлучали с заразившимися родителями. Однако на днях после появления в соцсетях кадров с плачущими в одиночестве малышами и в связи с вызванным ситуацией негодованием правило было отменено.
Видеоролики, ежедневно публикуемые в китайском аналоге Twitter – Weibo – и вычищаемые оттуда китайской цензурой, оставляют сильное впечатление. В них можно увидеть и жителей многоэтажных домов, кричащих на фоне мигающих в квартирах огней. И удерживаемых деревянными палками нарушителей карантина. И людей, пытающихся схватить любую еду, до которой они могут дотянуться. И даже тех, кто покупает холодильники большего размера, чтобы хранить там запасы продуктов.
Изначально планировалось ввести локдаун на пять дней, однако его продлили, и продовольственные запасы горожан начали быстро иссякать. Закрывшие город чиновники не продумали, как будет доставляться еда в жилые комплексы после того, как водители из служб доставки тоже будут изолированы. В результате жители целых микрорайонов писали в соцсетях, что они практически голодают.
Между тем полиция Шанхая предупредила граждан, что они не должны распространять ложную информацию и подделывать дорожные пропуска или другие документы, позволяющие выйти на улицу. 13 марта жителей также уведомили, что каждый, кто нарушит карантин, будет строго наказан, вплоть до уголовного преследования. Поддерживать порядок полицейским помогают 2 тысячи направленных в город военных.
На минувшей неделе руководство Коммунистической партии Китая обратилось к членам партии в Шанхае с призывом подавлять любое сопротивление политике нулевой терпимости, с которым они сталкиваются.
«Наши товарищи по партии должны <...> бороться против всех видов поведения, которое мешает и подрывает общую ситуацию с эпидемией, взять на себя инициативу и высказаться против любых слухов, разъяснять, что правильно и что неправильно, чтобы объединиться и вместе преодолевать трудности», – говорилось в письме.
«Всё это сопровождается очень большим недовольством населения, – констатирует китаевед, автор книги “Китайская власть” Николай Вавилов. – В Шанхае это протест, который готов приобрести какого-то вида формы».
«То, чего не произошло в связи с действиями властей в апреле – мае 2020 года, может произойти сейчас, потому что среди китайцев нет уверенности, что политика нулевой терпимости и связанные с нею локдауны закончатся. Сегодня это Шанхай, завтра – Гуанчжоу, Пекин или другие города. Терпение китайцев на грани».
Николай Вавилов, китаевед, автор книги «Китайская власть»
Эксперт отмечает, что в этом году состоится съезд компартии, на котором председатель КНР Си Цзиньпин должен быть переизбран на очередной срок, и его оппоненты могут воспользоваться ситуацией. «В Китае есть оппозиция, она связана с Демократической партией США и администрацией Байдена – те группы лиц, которые готовы сместить Си, чтобы продолжить курс на американо-китайский консенсус», – сообщил он.
Отдельные аналитики, ссылаясь на видеозаписи с шанхайских стадионов, где в тесноте вместе содержатся и больные, и инфицированные без симптомов, говорят о том, что нынешняя вспышка COVID-19 в Шанхае носит не столько эпидемический, сколько политический характер.
В начале апреля в китайские соцсети попала запись высказывания директора Шанхайского центра по контролю и профилактике заболеваний в районе Пудун Чжу Вэйпин. По словам чиновницы, городские власти не прислушались к её неоднократным просьбам разрешить людям с лёгким течением заболевания и не имеющим симптомов изолироваться дома.
«Нас сводят с ума, – заявляет Чжу. – Никто не слушает профессионалов. Теперь эта болезнь превратилась в политический вирус, на который потрачено так много ресурсов».
«Давайте перестанем притворяться, что в Шанхае действительно существует кризис из-за коронавируса, – сказал на днях ведущий Fox News Такер Карлсон. – С точки зрения центрального правительства Китая, проблема не в вирусе в Шанхае. Проблема в самом Шанхае, потому что это – самое свободное место в Китае».
Шанхай считается одним из самых либеральных по китайским меркам городов страны. Он служит штаб-квартирой для 800 транснациональных корпораций и занимает пятое место в мире по количеству миллиардеров. Не исключено, что именно поэтому город может рассматриваться пекинским руководством как потенциальный источник внутренней фронды, особенно в случае обострения ситуации с Тайванем.
В Китае растёт недовольство партийных деятелей в связи с желанием председателя Си переизбраться ещё на один срок. На последнем партийном съезде в 2017 году лидеры не выбрали преемника действующего председателя, что не соответствует системе передачи власти, которая сформировалась за предыдущие десятилетия.
Сообщалось о том, что недавно против решения Си Цзиньпина внести изменения в партийную систему преемственности лидеров и его намерения занять пост главы государства в третий раз выступил бывший премьер-министр Госсовета КНР Чжу Жунцзи.
В такой ситуации эпидемия и локдауны – хороший предлог, чтобы держать людей фактически под домашним арестом и свести к минимуму фактор влияния улицы.
Уже сейчас большинство аналитиков прогнозирует, что карантин в городе продлится как минимум до июня.
С другой стороны, локдаун позволяет председателю Си продемонстрировать коллективному Западу его зависимость от Китая. Согласно официальной статистике за прошлый год, на Шанхай приходится 10,4 процента объёма торговли Китая с остальным миром. Шанхайский порт осуществляет 16,7 процента от общего объёма контейнерных перевозок страны. Кроме того, в 2019 году город стал четвёртым по загруженности авиационным узлом в мире после Лондона, Нью-Йорка и Токио.
Вспышка COVID-19 усугубила задержки в портах и вынудила приостановить многие пассажирские рейсы, что привело к резкому повышению тарифов на авиаперевозки и ещё большему давлению на глобальные цепочки поставок.
Из-за локдауна уже несколько недель бездействуют расположенные в Шанхае завод Volkswagen и мегафабрика Tesla, выпустившая в марте 65 тыс. электромобилей. Ключевой поставщик Apple – Pegatron – приостановил производство на своих предприятиях в Шанхае до получения новых распоряжений. Помимо этого, в начале апреля остановили свою деятельность в районе Большого Шанхая тайваньская компания Unimicron Technology (поставляет печатные платы для Apple) и Eson Precision – филиал поставщика iPhone Foxconn, который также поставляет детали для Telsa.
В целом из-за политики китайских властей были вынуждены заморозить производство более 160 тайваньских организаций.
Если учесть степень напряжённости между Китаем, Тайванем и постоянно пытающимися углубить с ним связи США, остановка производства под благовидным предлогом вполне может быть своего рода посланием, предупреждающим, что лучше не нагнетать обстановку.
Не исключено, что, как только политические цели локдауна будут достигнуты, председатель Си не только объявит о победе над страшной эпидемией, но и накажет чиновников, виновных в слишком жёстком обращении с населением. Чтобы впредь не было перегибов на местах.
Варвара Колобова
Читайте и смотрите нас: