Найти тему

Игры для развития мозга от рождения до трех лет

Оглавление

Масару Ибука, один из основателей компании «Sony» и автор книги «После трех уже поздно» пишет: «Человеческий мозг насчитывает примерно 1,4 млрд клеток. При этом 70-80 процентов нейронных связей формируются в мозгу ребенка от рождения до трех лет. Это база, на которую впоследствии будет опираться дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка».

Если перефразировать автора, задача родителей и воспитателей максимально использовать для интеллектуального развития нежный возраст. Хотите, чтобы малыш быстро заговорил, а в будущем — хорошо учился? Играйте с ним в тактильные игры, ставьте классическую музыку, читайте книги, рисуйте, лепите и почаще обнимайте.

А мы приготовили для вас подборку игр на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики у детей от рождения до трех лет.

1. Пальчиковые игры

Помните, как мама и бабушка в детстве повторяли: «Сорока-ворона, кашу варила, деток кормила.» С этими играми большинство родителей знакомит детей уже в младенчестве. Ведь массаж ладошек и пальчиков рекомендуется делать ежедневно. На самом деле, вариантов пальчиковых игр десятки. Приведем лишь некоторые из них.

«Пальчик–мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел…»

(На каждую стихотворную строку массируем пальчики по каждому суставу и ладошку по кругу).

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки

Лисичке-сестричке

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Сначала кулак сжат. Затем поочередно разгибаем по одному пальцу).

Когда малыш подрастет, можно освоить новые пальчиковые игры. Например, игру «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим (показываем удары ножом ребром ладошек).

Мы морковку трём, трём (руки собраны в кулачки, трем друг об друга костяшками пальцев).

Мы капусту солим, солим (показываем щепотку соли в каждой руке),

Мы капусту жмем, жмем (активно собираем руки в кулачки).

Еще один вариант игры для детей старше 2 лет «Строим дом»:

Молоточком я стучу (стучим кулачками друг по другу).

Дом построить я хочу (показываем крышу дома руками над головой).

Строю я высокий дом (вытягиваем руки вверх).

Будем жить мы в доме том (хлопаем в ладошки).

2. Игры с природными материалами

Отличный массажер для ладошек малышей — маленькие сосновые или еловые шишки. Ими можно массировать ручки ребенка, рассказывая любимые стишки (например, «Идет бычок качается, вздыхает на ходу). Из шишек и кусочков пластилина можно смастерить ёжиков и рассказать малышу сказку:

«Маленький ёжик, четверо ножек.

Ёжик по лесу идет, на спине сундук несет.

Фуфты-фуфты-фуфты-фу… самый сильный я в лесу

Фуфты-фуфты-фуфты-фу. Я боюсь одну лису.»

3. Игры с сыпучими продуктами

В большие прозрачные пластиковые банки насыпаем гречку, рис или пшено. Даём ребенку поочередно опускать руки в банку, пересыпать крупу до тех пор, пока ребенку не надоест.

Второй вариант игры: прячем в крупу что-то небольшое, игрушку или знакомый предмет. Предлагаем ребенку определить, что это, не глядя.

4. Игра-копилка

В большой пластиковой банке с крышкой прорезаем отверстие, чтобы в него можно было опустить монету, большую пуговицу или какой-то другой плоский предмет Рассказываем малышу, как пользоваться копилкой. Секрет в том, что в нее можно не только складывать различные предметы, но и трясти её, рассматривать содержимое внутри.

Дети 2-3 лет очень любят подобные занятия.

5. Пальчиковые краски

Рисование — прекрасный способ развить не только моторику рук, но и творческое мышление у ребенка. Правда, не каждый 2-3 летний малыш справится с кисточкой. Поэтому на помощь родителям и воспитателям приходят пальчиковые краски, а также кусочки губки и другие подручные предметы.

6. Мягкий пластилин (или соленое тесто)

можно использовать с самого раннего возраста. Правда, малышам до двух лет потребуется помощь взрослого, чтобы вылепить детали простейших фигурок: палочки, цилиндры и шарики. Для начала дайте ребенку прочувствовать консистенцию пластилина, покажите, как его мять, дайте потыкать пальчиком, оторвать маленькие кусочки и прилепить их обратно. Раскатайте лепешку одного цвета, возьмите штампы и попробуйте сделать оттиски на лепешке.

7. Развивающий кубик

можно приобрести у производителей детских игрушек, а можно сделать самостоятельно, связать или сшить из разных по текстуре тканей (мягких, жестких, шуршащих). В кубик можно зашить баночку с фасолью, которая будет издавать звуки, если потрясти. Каждую грань кубика можно украсить бусинами, разноцветными пуговицами, колокольчиками.

Маленькие дети исследуют окружающий мир тактильно. Но важно помнить, что развитие способностей происходит не само по себе, а при активном содействии взрослых. Помогите малышам в этом увлекательном путешествии. Создайте вокруг развивающую среду. Ваша забота, готовность быть рядом, дарить любовь и свое время — залог будущих успехов вашего малыша.

Полина Давыдова