Найти тему
Культурология для всех

О скульптуре и гравюре Японии

Добрый день! В этой публикации я продолжаю рассказ о средневековой японской культуре. Мы уже говорили о религиозно-мифологических представлениях и, в частности, о семи богах счастья. Этих персонажей часто изображали в виде нэцкэ - миниатюрных скульптур.

Термин “нэцкэ” или “нэцукэ” состоит из 2 частей: “нэ” - “корень” и “цукэ” - “прикрепленный”. Такая скульптура появилась в XVI в. под влиянием китайской традиции, а особенно широкое распространение получила в XVIII-XIX вв.

Нэцкэ - брелоки-противовесы, с помощью которых на поясе кимоно крепились различные мелкие вещи, ввиду отсутствия в этой одежде карманов. Например, ключ, складывали в специальную небольшую емкость, к которой крепился шнур. Этот шнур петлей завязывался на поясе, а на свободный конец привязывалась скульптура.

Имейте ввиду, если у вас дома есть маленькие резные фигурки изображающие японских богов но в них нет отверстия для шнура, то это не нэцкэ. Такие изображения называются “окимоно” - “вещь для того, чтобы ставить”.

Из всех скульптурных произведений средневековой Японии самое известное – статуя Великого Будды на территории буддистского храма Котоку-ин в г. Камакуре. Это бронзовое изображение Будды Амиды, создателя Западного рая, установленное в 1252 г. в период Камакура, откуда и получила свое название. Высота статуи 13,35 м, а вес около 93 т.

-2

В 1243 г. на ее месте было поставлено деревянное изображение, размещенное внутри зала. Но через пять лет буря разрушила и зал, и статую. Тогда внутри нового зала поставили бронзовое изображение. Зал дважды разрушался штормами, а в 1498 г. был смыт цунами. С тех пор, изваяние Будды стоит под открытым небом. Когда-то скульптура была позолочена, но к нынешнему времени сохранились лишь следы около ушей. Статуя полая, в нее можно войти.

В рамках изобразительного искусства, которое разнообразно по стилям и средствам выражения, остановлю ваше внимание только на одном имени - на самом известном мастере гравюры – Кацусика Хокусай (1760-1849 гг.). Он родился в городе Эдо, настоящее его имя - Токитаро. За всю свою жизнь поменял множество псевдонимов, а известное на весь мир “Хокусай” впервые было использовано в 1796 г.

За свою творческую жизнь художник создал более тридцати тысяч рисунков, но самое значительное его произведение - серия "Тридцать шесть видов Фудзи" было создано в 1831 г.

-3

Как вы легко можете догадаться, на всех работах изображен национальный символ Японии - гора Фудзи в разные сезоны, в разных погодных условиях и с разных точек обзора. Позднее в 1831-32 гг. было создано еще 10 дополнительных гравюр, а в 1834-35 гг. вышла серия “Сто видов Фудзи”, но там гравюры были уже не многоцветные, а монохромные, с использованием только двух цветов: черного и серого.

В следующей публикации я продолжу рассказ об искусстве, речь пойдет о синтоистских храмах.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала