Сегодня хочу поделиться интересными фактами о событиях происходящих в Пскове в годы Первой Мировой войны. Некоторыми из них я делюсь с гостями во время экскурсий, рассказывая, что Псков дважды был захвачен германскими войсками в 1918 году и с 1941 по 1944 год.
Хочу рассказать об об одном удивительном событии первой оккупации, которая произошла в самом начале становления новой власти в России – времена путаные и кровавые. Этот факт странен для нас, живущих в XXI веке.
6 марта 1918 года над Псковом прогремело «3 сего марта подписан мир между русским и германским правительством, вся полнота власти в пределах занятой области принадлежит пока исключительно германским властям». С этого момента 9 месяцев в городе распоряжалась немецкая администрация: граф и генерал-полковник Кирбах, генерал фон Штанген и комендант Пскова подполковник Шмидт.
Хорошо известно несколько фотографий визита принца Леопольда Баварского в Псков во время оккупации.
Главнокомандующий германскими армиями в мае приехал в город, где в его честь прошел военный парад. Принц произвел смотр войскам гарнизона, посетил торжественный обед в омских казармах и принял ряд депутаций.
Одну из депутаций составил весь цвет тогдашнего псковского купечества и землевладельцев. Вот они на фото - нарядные, но неуверенные. Депутация Губернского Союза Земельных собственников. Тут известнейший и богатейший купец Пётр Батов, городской голова Алексей Агапов, бывший гофмейстер великого князя Николай Лавриновский.
Депутация составила прошение о распространении немецкой оккупации на всю территорию Псковской губернии, «до восстановления в России правильного порядка и учреждения законно поступающего правительства» и разрешения свободной торговли, особенно с соседними областями (Лифляндией и Эстляндией).
Цель прошения очевидна: попытка сохранить земли, дома, производства и капиталы; защитить от ужасов советской власти.
Не получилось, конечно. Не выгодно было германской армии заботиться о российских капиталах, они понимали, что их пребывание на Псковской земле долго не продлится, что оказалось совершенно точно, как показывает история.