Под руководством президента РФ Владимира Путина члены правительства обсудили ситуацию в Арктике.
Главным «ответчиком» был, конечно, вице-премьер Юрий Трутнев, так как (и он сам сказал об этом в своем выступлении) три года назад Арктика отошла в его ведение.
Ну, какой можно сделать вывод из речи Трутнева?
А такой, что на вооружение взяты все те же самые механизмы, что и для «развития» Дальнего Востока. Да-да, вы будете смеяться, но именно нацеленность на реализацию инвестиционных проектов, на раздачу всяких гектаров и тому подобное. То есть это все те же меры, которые ни к каким положительным результатам на Дальнем Востоке не привели. Люди как бежали оттуда, так и бегут.
Я не понимаю, что должно случиться, чтобы до Трутнева, наконец, дошло — те меры, которые он предлагает, не работают. Это пустая и лишняя трата денег, так как получается, что все усилия нацелены на что угодно, но только не на людей. И вы удивитесь, но людям совершенно фиолетово до всех этих инвестиционных проектов.
Более того — многие уже активно выступают против. Потому что для них лично от этих множественных проектов толку очень мало. Налоги уходят по большей части в региональный бюджет, на работу приезжают вахтовики, а остается — грязь, загаженная природа и больше ничего.
Но это мы говорим о небольших населенных пунктах, коих в Арктике и на Дальнем Востоке уйма.
Однако парадокс в том, что и для самих регионов в целом все эти меры особого значения не имеют. Об этом уже не первый год подряд говорит Счетная палата РФ. По ее оценкам, 240 млрд. рублей федеральный бюджет потратил на финансирование преференциальных режимов в России в период с 2019 по 2021 год. Речь идет об особых экономических зонах, территориях опережающего социально-экономического развития и так далее.
Причем, Счетная палата РФ уже во второй раз оценила степень влияния этих режимов на развитие регионов. Был такой анализ в 2020 году и в этом году — 24 февраля 2022 года — Счетная палата опубликовала еще один отчет. Вывод, что в первый, что во второй раз неутешителен — все эти ОЭЗ, ТОСЭРы и так далее особого влияния на развитие территорий не оказывают.
То есть уже годами подтверждается тот факт, что федеральный, региональный бюджеты тратят очень большие средства для того, чтобы дать толчок развитию отдельных предприятий, но смысла для самих регионов в этом нет. Какого-нибудь ощутимого влияния на их развитие это не оказывает.
Конечно, чиновники из Москвы доказывают, что нужно время, еще лет пять, и будет эффект. Но, сдается, это лишь способ отсрочить осознание факта, что этот способ по развитию территорий не работает. Если бы он был включен в общий, комплексный план по развитию Дальнего Востока или Арктики, то, может, это и дало бы какой-то эффект. А так — когда весь основной упор сделан именно на эти особые режимы, толку для территорий и для людей нет.
На Дальнем Востоке, например, создано 23 территории опережающего развития. Если посмотреть реестр резидентов, то многие зарегистрированы, начиная с 2015 года. А воз нерешенных проблем регионов Дальнего Востока и поныне остается прежним. Люди уезжают, и главная задача по удержанию населения на Дальнем Востоке не решается.
Плюс ко всему среди резидентов очень много тех, кто занимается добычей сырья. Что уже, как говорится, вообще ни в какие ворота. Они и без всех этих преференций могут работать и зарабатывать, а мы им льготы даем. Ну, какой в этом смысл?
Возникает вопрос — зачем все это, для кого и чего? Для отчетов?
Так наелись все этими рассказами уже досыта. Это Арктику Миндальвостокразвития РФ курирует три года, а за весь Дальний Восток отвечает уже восемь лет как. Ну, если реальных сдвигов нет, наверное, уже пора понять, что делается что-то не то. Но нет — с упорством, достойным лучшего применения, люди, сидящие «на теме», продолжают доказывать, что они правы. И теперь все те же меры переносят на Арктику.
Эта нелепицу, бессмыслицу еще можно было, скрипя зубами, переносить раньше, хотя и тогда просто псих разбирал от осознания, на что тратятся бюджетные средства в таких огромных количествах. Теперь же, когда надо реально работать, когда Дальний Восток, да и Арктика в силу своей важности с точки зрения обороноспособности, выходят на первый план, нужно же думать и делать по-другому.