Найти тему
МуZей Победы

Великое воздушное сражение. История Битвы за Кубань

Оглавление
Группа самолетов-штурмовиков Ил-2 7-го гвардейского штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиадивизии в воздухе. На переднем плане штурмовик Ил-2 капитана Василия Борисовича Емельяненко, будущего Героя Советского Союза. Северо-Кавказский фронт.
Группа самолетов-штурмовиков Ил-2 7-го гвардейского штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиадивизии в воздухе. На переднем плане штурмовик Ил-2 капитана Василия Борисовича Емельяненко, будущего Героя Советского Союза. Северо-Кавказский фронт.

Весной 1943 года на юге после немецкого поражения под Сталинградом линия фронта двигалась на запад. Противник смог закрепиться на так называемой «Голубой линии». Такое имя носила система немецкой обороны на Кубани, протянувшаяся от побережья Азовского моря до предгорий Северного Кавказа. Обороне Таманского полуострова Гитлер придавал огромное значение. Сохраняя его, немецкое командование, с одной стороны, прикрывало Крым, а с другой — имело возможность возобновления отсюда наступательных операций на Кавказе. Одновременно затруднялись действия Черноморского флота.

-2

Не менее важен данный рубеж был с психологической и пропагандистской стороны. После Сталинграда потеря присутствия на Кавказе сильно ударила бы по боевому духу всей армии, а уровень сопротивления на оккупированных землях мог многократно возрасти.

Силы сторон

Численность советской авиации на том направлении составляла до 900 машин, среди которых было 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, зарубежные бомбардировщики Б-20 а также истребители «Аэрокобра».

Советские летчицы из полка «Ночных ведьм» — командир подразделения Евдокия Давыдовна Бершанская и экипаж Евдокии Ивановны Носаль и Нины Захаровны Ульяненко.
Советские летчицы из полка «Ночных ведьм» — командир подразделения Евдокия Давыдовна Бершанская и экипаж Евдокии Ивановны Носаль и Нины Захаровны Ульяненко.

Немецкая авиационная группировка была тоже сильна и составляла около 820 самолетов. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии.

Словацкие «Мессершмитты» на аэродроме Анапа
Словацкие «Мессершмитты» на аэродроме Анапа

Советские планы

Перед новым наступлением советское руководство приняло решение прежде всего обеспечить воздушное превосходство, которое позволило бы добиться успеха на земле. Командование советской авиации впервые в ходе Великой Отечественной войны взялось за разработку не просто плана поддержки наземных войск, а настоящего авиационного наступления. В нем были учтены все возможности летчиков — и бомбардировщиков, и штурмовиков, и истребителей. Каждый отряд получил собственные задачи.

Карта штурма «Голубой линии»
Карта штурма «Голубой линии»

Причем позднее, уже в ходе битвы на Кубани, эти задачи стали меняться: так, например, истребительная авиация, традиционно считавшаяся прежде всего средством прикрытия собственных бомбардировщиков и штурмовиков, превратилась в наступательные силы, целью которых стали вражеские бомбардировщики.

Первое сражение

Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с немецкой попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако – легендарную Малую землю.

Немецкий штурм плацдарма Малая земля под Новороссийском
Немецкий штурм плацдарма Малая земля под Новороссийском

Для того чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. В итоге в первые дни воздушного сражения на Кубани перевес был на стороне немецких летчиков, которые имели аэродромы, расположенные ближе к линии фронта, что позволяло им выполнять по несколько вылетов в сутки.

Немецкие летчики
Немецкие летчики

Однако вскоре ближе к месту боев подтянулась и советская авиация, усиленная приданными резервными частями. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков.

Всего за неделю потери немцев составили 152 самолета, советские ВВС потеряли несколько меньше, но самое главное, без поддержки с воздуха наступление германской армии на земле захлебнулось: глубина продвижения составила не более одного километра!

-8

Второе сражение

После недельной передышки, 28 апреля немецкая авиация нанесла новый массированный удар по советским войскам, готовившимся к наступлению на станицу Крымскую — крупный транспортный узел на Кубани. На этот раз переломить ситуацию советским летчикам удалось всего за сутки: сказался опыт, полученный на первом этапе сражения.

Офицеры 366-го отдельного разведывательного авиационного полка разрабатывают план очередной операции
Офицеры 366-го отдельного разведывательного авиационного полка разрабатывают план очередной операции

Примечательно, что по инициативе командования ВВС Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант Константин Андреевич Вершинин и координировавший действия всей авиации на Кубани главком ВВС маршал авиации Александр Александрович Новиков быстро наладили обмен накопленным опытом, и найденные тактические приемы быстро перенимались остальными летчиками.

В результате уже к 30 апреля активность немецкой авиации снизилась вдвое, зато настолько же возросла активность советской. Сыграли в этом роль и регулярные налеты советских бомбардировщиков и штурмовиков на немецкие аэродромы: теперь близость к фронту играла против них. И в итоге к 10 мая, когда завершился второй этап воздушной битвы, советская авиация по численности в полтора раза превосходила немецкую.

Третье сражение

26 мая начался штурм «Голубой линии». До этого летчики проводили пополнение и переформирование и готовились к новым боям. Наступление началось с атаки почти двух сотен бомбардировщиков и штурмовиков, которые нанесли удар по обороне немцев.

Горные егеря вермахта у поврежденного немецкого истребителя Мессершмитт Bf. 109 в станице Курчанская Темрюкского района Краснодарского края.
Горные егеря вермахта у поврежденного немецкого истребителя Мессершмитт Bf. 109 в станице Курчанская Темрюкского района Краснодарского края.

Попытки вражеских истребителей помешать этому были малоэффективны: советские летчики уже научились связывать их боем, а бомбардировщики и штурмовики — самостоятельно отбиваться от тех немногих атакующих самолетов, которые все-таки прорывались к ним. Поэтому, когда немцы начали наносить массированные бомбардировочные удары по нашим наступающим войскам, советским ВВС удалось быстро выделить необходимое число самолетов для борьбы с ними.

Экипаж Пе-2 из 587-го авиаполка обсуждает предстоящий вылет
Экипаж Пе-2 из 587-го авиаполка обсуждает предстоящий вылет

Кроме того, поскольку немецкое командование уже начало переброску к Курской дуге своих лучших истребительных соединений, наши летчики смогли нанести несколько массированных ударов по аэродромам врага, существенно сократив число немецких бомбардировщиков.

Итоги боев

Командир эскадрильи советских бомбардировщиков А-20 «Бостон» ставит боевую задачу
Командир эскадрильи советских бомбардировщиков А-20 «Бостон» ставит боевую задачу

Наземная часть весеннего наступления завершилась к началу июля, так и не достигнув поставленных целей. Несмотря на то, что советские войска сумели прорвать два первых оборонительных рубежа «Голубой линии», разорвать ее полностью и выйти на оперативный простор им не удалось. Они смогли сделать это лишь в октябре 1943 года, когда началась Новороссийско-Таманская операция, ставшая последним этапом битвы за Кавказ.

-14

Тем не менее успехи советских ВВС были впечатляющими. Им не только удалось завоевать и удержать господство в воздухе над Кубанью, но и существенно сократить численность немецких самолетов, а главное, летчиков. К лету 1943 года в боевых порядках Люфтваффе стало гораздо меньше опытных пилотов, чем было в начале Великой Отечественной войны, а советские ВВС, напротив, стали пополняться опытными пилотами.

Советские асы

В воздушном сражении за Кубань проявили себя множество летчиков. Это Александр Иванович Покрышкин, братья Дмитрий и Борис Борисович Глинка, Султан Амет-Хан и другие. В этом сражении погиб выдающийся советский ас Вадим Иванович Фадеев.

В общей сложности 52 летчика советских ВВС, участвовавшие в воздушном сражении на Кубани, стали Героями Советского Союза, и сотни были награждены орденами и медалями.

Летчик 618-го штурмового авиаполка капитан Корсун Василий Иванович стоит на крыле штурмовика Ил-2 после возвращения из боевого вылета. Северо-Кавказский фронт.
Летчик 618-го штурмового авиаполка капитан Корсун Василий Иванович стоит на крыле штурмовика Ил-2 после возвращения из боевого вылета. Северо-Кавказский фронт.

Советские летчики смогли реализовать новую тактику, которая позволила еще более эффективно громить немцев. Так, именно в ходе битвы над Кубанью в арсенале советских истребителей появились такие тактические новинки, как знаменитая «кубанская этажерка», придуманная и опробованная летчиками под руководством Александра Покрышкина.

-17

Она представляла собой такой строй истребителей, при котором вслед за первой парой с превышением в сотни метров и немного позади шла вторая, над и позади нее — третья, а могли быть и четвертая, и пятая. Такой строй обеспечивал возможность быстро нарастить силы в случае встречи с врагом и иметь возможность нанести удар сверху, с наиболее выгодной позиции.

Музей Победы

В открытой экспозиции техники нашего музея представлены легендарные образцы самолетов, которые принимали участие в Битве за Кубань. Среди них есть истребитель Ла-5, штурмовик Ил-2 и другие. Ждем вас в музее!

Ла-5 в Музее Победы
Ла-5 в Музее Победы