Авторская статья от Ивана Царенко - вице- президента по творческим вопросам.
С детства я обожал кино, это был способ увидеть мир, который не ограничивался маленьким двором одного из микрорайонов провинциального городка. Мой отец, когда мне было еще года три, уже тогда звал к телевизору, когда там "крутили" Звездные войны" или "Индиана Джонс".
Меня завораживала харизма героев, спецэффекты, то, как в кино была передана атмосфера времени и, конечно же, музыка.
Кстати, композитор в упомянутых фильмах один и тот же - Джон Уильямс. спасибо ему за мое творческое становление на прекрасной музыке.
Шло время, на смену полному метру пришли сериалы. Должен сказать, что я долго сопротивлялся новой на тот момент моде - смотреть сериалы (мне казалось, что это все еще для мамочек в декрете), и одним из первых сериалов, которые мне удалось увидеть стал сериал «Викинги» с Тревисом Фиммелом в главной роли.
Я был поражен качеством этого сериала, он ни чем не уступал большим фильмам, снятым на историческую тему, а значок «History в углу добавлял ему натуральности и ощущения реальности всему происходящему в кадре. Музыка отлично передавала атмосферу языческого севера, местами хотелось присоединиться к походу и кричать: "Скол!" в доме ярла.
С той самой поры я плотно подсел на этот сериал и в течение нескольких лет, как наркоман, ждал "дозы" в виде выхода новой серии.
Ну, а теперь стоит рассказать немного о себе. Родился я в семье, которая спустя несколько лет после моего рождения создала свой танцевальный, на тот момент частный коллектив, и, естественно, по достижению мною возраста 7-ми лет я был отправлен в балетный кружок в том микрорайоне, где я жил. Эту идею я воспринял без особого энтузиазма, так как после этих слов я представил свое будущее исключительно в белых "колготах" и балетной пачке.
Но против лома нет приема, и я со всем усердием, как мне тогда казалось, около 3-х лет отходил "от звонка до звонка" на все уроки классического и народного танца, которые были в этом танцевальном кружке. Нужно добавить, что с педагогами от туда мои родители, естественно, были знакомы, думаю, они вообще знали весь балетный мир в нашем провинциальном городе.
Все это время коллектив не стоял на месте, он тоже рос и развивался, появлялось все больше зарубежных гастролей, штат работников рос. Моими родителями была принято решение организовать школу, а в последующем и училище на базе нашей организации ( которая на тот момент уже успела побывать государственной и снова стала частной). Ну, вот и вышло что я закончил профессиональное частное училище с государственной аккредитацией по специальности "артист народного танца".
К этому моменты все студенты с моего курса уже работали в балете, так как после очередных гастролей по Австралии был сильных отток артистов и нас, 15 -16 летних подростков поставили танцевать на взрослые партии, ну. а мы были не против, так как гастролировать со взрослыми артистами - это весело.
Дальше я плотно стал работать в балете и преподавать разные дисциплины в училище, естественно стал руководить определенным "областями" на работе, ведь я - сын президента балета и художественного руководителя, а моя сестра директор училища ( да она у меня тоже есть).
Ну, вот мы и плавно подошли к тому моменту, как я уже смотрел 3 сезон сериала викинги и у меня назрел вопрос: " почему современные коллективы не переносят столь эффектные образы на сцену?". И я принял решение обязательно постараться это сделать, при чем, не хуже, чем телеканал HBO! Для погружения в атмосферу того времени я начал читать книги об истории викингов, кстати, истории, которая насчитывает 14000 лет. Вы знали? Читал художественную литературу, в частности, писателя Александра Мазина и его цикл романов о викингах.
А еще, благодаря идеи о создании номера, мне удалось побывать на крутом фестивале "1000 мечей", который проходил в Москве.
Именно там я впервые вживую услышал группу «Wardruna», которая написала саундтреки к сериалу викинги и, кстати, еще и принимали участие в съемках.
Также именно на этом фестивале мы познакомились с ребятами, которые уже через год сошьют нам костюмы к номеру «Сага о викингах»
В общем, мало по малу я стал думал, как же мне перенести атмосферу сериальных викингов в мой номер? Я всегда знал, что музыка первична и поэтому решил начать именно с нее. На тот момент наш балет работал с молодым композитором Сергеем Капацинским (кстати мы и сейчас до сих пор с ним работаем), а он в свою очередь имел опыт работы с кинолентами, поэтому к идее перенести кино на сцену он отнесся с энтузиазмом, и мы сразу начали работать. Накидал ему кучу треков группу Wardruna, также накидывал музыку из каких то игр той эпохи, разные ритмы барабанов и так далее. Сергей задавал вопросы о нужных инструментах в треке, по сюжету номера, о характерах персонажей, но главный вопрос от него звучал так: "Ты хочешь, чтобы музыка была киношная или ритм главенствовал?" Я сказал, конечно, круто будет, если все будет, как в кино. В итоге мы получили крутую музыку, но с очень сложным музыкальным размером, которая постоянно меняется, и ее очень трудно просчитать. Во время постановки многие артисты очень нервничали в процессе репетиции, но, как мне думается, оно того стоило.
Ну вот музыка была написана, и встал вопрос, какую хореографию использовать? Ведь мы не знаем, как танцевали викинги, и благодаря этому у меня был карт бланш на руках, ведь я мог делать все, что угодно.
Конечно, мы решили в основе своей использовать то, что мы умеем, и танцевать все в классических формах в народной стилизации, но нужно было обогатить танец необычными движениями, которые бы показывали и раскрывали образы кровожадных языческих викингов, и я решил использовать кавказскую хореографию, как эталон мужественности и резкости характера , добавил стиль крамп, на мой взгляд он больше всего раскрывает силу и мощь и исполнителя, ну, и ,чтобы показать языческую составляющую, я использовал элементы из новозеландского танца «Хакка».
В создании этой постановки я не был ограничен только лишь хореографической составляющей и для усиления эффекта присутствия языческого пантеона решил добавить на сцену змея Ермунганда, с которым по легендам сражался бог Тор.
Но, чтобы он выглядел более или менее мистически, мы решили нарисовать его на щитах наших исполнителей специальной краской, которая светится в определенном спектре ультрафиолетовых лучей. Пришлось раскошелится на специальные световые панели. Эти лучи не дают обычного света, но заставляют краску светится под ними, и в итоге мы получили эффект, будто змей парит на сцене прямо в воздухе.
Ну, а для передачи именно сериальной атмосферы, мы занялись подборкой образов для каждого исполнителя. Ребята, которые приехали из Москвы от компании «Ратоборцы», поразили меня огромным количеством привезенных мелких металлических деталей с собой для достоверности образов того времени. Но в ходе диалога мы их убеждали, что мы занимаемся не реконструкцией, а создаем сценический костюм, который должен быть супер удобным и прочным, а также переживать атмосферу именно сериальных викингов, и мы не претендуем на достоверность.
После согласования эскизов начались частые поездки на примерку в Москву. С моим номером мы делали еще и костюмы к Ирландскому танцу "Руль булья", кстати именно на тех примерках у наших партнеров по работе я у видел собаку по кличке «Шон», которая влюбила меня в себя и в эту породу (Керн- терьер), и уже через полтора года я стал счастливым обладателем друга по имени «Варди» - в переводе со скандинавского - друг.
К осени 2019 года постановка полностью была готова, но, по несчастливым обстоятельствам, за месяц до премьеры я во время репетиции получил серьезную травму - разрыв ахиллового сухожилия, и не смог принять участие в премьере.
Но я все равно очень благодарен судьбе за предоставленную возможность самовыразиться и оставить хоть и небольшой, но все-таки след в истории культуры нашей страны. Как это получилось, можно посмотреть ниже.
Хорошо ли это у меня получилось, я думаю нет, совершенствоваться в искусстве можно до бесконечности...
Иван Царенко