Найти тему
ИА Хакасия

Сергей Зайцев решил разъяснить главе Хакасии суть ФЗ

Фото: vesti-k.ru
Фото: vesti-k.ru

И.о. главы Ширинского района Сергей Зацев вновь ответил главе Хакасии. И все по той же теме школьного питания.

«Не приемлю шантажа госвласти» - замглавы Хакасии высказалась о конфликте с питанием школьников

Коротко напомним: на текущей неделе глава Хакасии Валентин Коновалов упрекнул администрации Бейского и Ширинского районов в том, что они экономят на питании школьников. В свою очередь и.о. главы Ширинского района Сергей Зайцев публично заявил, что заявление Коновалова носит дискредитирующий характер и правительство в данном случае заблуждается.

Глава Хакасии рассказал о письме силовикам на главу Бейского района. Подробности

Замглавы Хакасии тоже высказалась на данную тему:

"В пункте №2 этой статьи четко написано, что у региона есть право оказывать содействие в финансовом обеспечении льготных категорий. И мы этим правом воспользовались. Сегодня на основании соглашений, заключенных с муниципалитетами на каждый финансовый год, мы предоставляем субсидии на условиях софинансирования. Мы даем вам 98%, вы - 2%. 2% заложили - получаете субсидию. Наша субсидия сегодня в зависимости от муниципалитетов составляет где-то 19 рублей, где-то 20 на каждого льготника", - пояснила 19rusinfo.ru Ольга Пономарева.

И вот теперь ход вновь за Зайцевым. Приводим его письмо полностью:

«Уважаемый Валентин Олегович!

Администрация муниципального образования Ширинский район в продолжение диалога, произошедшего 11 апреля 2022 года на встрече между Вами и исполняющим обязанности главы муниципального образования Ширинский район Сергеем Николаевичем Зайцевым сообщает следующее:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены два самостоятельных направления: организация питания обучающихся и обеспечение питанием обучающихся.

Каждое из указанных направлений является самостоятельным видом расходного обязательства субъекта Российской Федерации и муниципального образования и подлежит финансированию в различных формах направления денежных средств, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На организации, осуществляющие образовательную деятельность, возлагается организация питания обучающихся, но не обеспечение питанием учащихся.

Обеспечение питанием обучающихся льготной категории (дети из семей малоимущих граждан, школьники из многодетных семей, дети, потерявшие одного из родителей, получающие пенсию по случаю потери кормильца, дети с ограниченными возможностями здоровья) является мерой социальной поддержки граждан и в соответствии подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Перечень вопросов местного значения муниципального района определён статьёй 15 Федерального закона № 131-ФЗ и в него не входит обеспечение обучающихся бесплатным питанием, а также в целом предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, данное полномочие не может рассматриваться как включающее в себя обязательства по реализации положений ч.7 ст.79 Закона об образовании , поскольку в отличие от императивного характера положений ч.7 ст. 79 Закона об образовании, реализация положений части 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления исключительно на добровольной основе и при наличии финансовых возможностей местного бюджета, на основании чего администрацией муниципального образования Ширинский район подписано Соглашение с Министерством образования РХ о софинансировании из местного бюджета расходов на питание в размере 2% от общей суммы расходов.

Поскольку обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не находящихся на полном государственном обеспечении, в силу прямого указания закона является мерой социальной поддержки, то согласно пункту ж части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации указанные вопросы как относящиеся к вопросам социальной защиты, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 2 части 2 статьи 34 Закона об образовании обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде обеспечения питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

На основании вышеуказанного положения, в Законе Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия" пунктом 4 статьи 29 определено, что к категории обучающихся, к которым применяются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, в целях реализации ими права на образование, относятся в том числе:

1) дети-инвалиды;

2) дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

Здесь же предусмотрено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством Республики Хакасия в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

А статьей 28 вышеуказанного закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются законом Республики Хакасия. Финансирование указанных расходов обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.

На сегодняшний день субъектом такой порядок не разработан и не утвержден, что противоречит действующему законодательству.

Исходя из вышеизложенного, следует, что меры социальной поддержки детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья являются государственными полномочиями.

Хотелось бы отметить, что органы местного самоуправления муниципального образования Ширинский район законодательством Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями на обеспечение обучающихся льготной категории учащихся бесплатным питанием не наделялись, и, соответственно, субвенция на осуществление указанных мероприятий не выделялась.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложение на муниципальное образование обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий, не допускается. Согласно части 2 статьи 15.1 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, за счет доходов местных бюджетов. Таким образом, поскольку законодательством вопросы социальной поддержки инвалидов, а также семей, имеющих детей, уже отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, предоставлять меры социальной поддержки указанным категориям граждан органы местного самоуправления не вправе.

Все вышеперечисленные доводы подкреплены решениями судов различных уровней (Определение Верховного суда Российской Федерации от 10.09.2008 г. № 72 – Г08 – 7; Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 05.07.2010 г. по делу № 2 – 4300/10; решениями Барышского городского суда Ульяновской области от 06.07.2020 г. по делу № 2 – 338/2020 и от 09.07.2020 г. по делу № 2 – 335/2020), а так же пунктом ж статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Врио главы администрации муниципального образования Ширинский район С.Н. Зайцев».