Недавно была невольным свидетелем разговора между товарищами-одноклассниками.
- Ты куда после школы? - спросил один.
- К училке…, - со вздохом ответил второй.
- Может, прогуляешь? Мамке скажешь, что отменили занятие. Пойдем лучше в ФОК! - не унимался мальчик.
- Нееет! Мамка обязательно узнает и поругает.
Я сразу сообразила, что под «училкой» скрывается репетитор по школьному предмету, к которому должен отправиться ученик. Эта ситуация рисует довольно печальную картину, когда родители заставляют ребенка после тяжелого учебного дня идти на занятия для «совершенствования знаний». Но действительно ли без репетитора не обойтись, или, может быть, это всего лишь модный тренд среди родителей?
Об этом явлении не утихают споры. Поэтому очередной материал нашей новой рубрики «Колонка учителя» посвящен репетиторству. Панацея ли это, если ребенок не хочет учиться? Кому действительно нужны «уроки» после уроков? Это путь к отличным отметкам или дополнительным нагрузкам? С одной стороны, репетиторство критикуют, а с другой - видят в нем спасение. Чтобы проанализировать все плюсы и минусы, мы побеседовали с практикующими в этой сфере педагогами.
Репетиторы рекомендуют обращаться к ним в том случае, если у ребенка по какой-то причине (болезнь, дистанционное обучение, переезд, непонимание темы и пр.) произошло отставание по учебной программе. Один пробел в знаниях ведет за собой другой, а там и третий… Как вы думаете: если ученик в начальной школе не научился вычитать и умножать, сможет ли он освоить более сложный программный материал? Конечно, нет! В дальнейшем этот «снежный ком» провоцирует апатию к предмету, равнодушие к получаемой оценке, плохое поведение. Ребенок самостоятельно уже не может выбраться из этой западни. «Скорой помощью» для него может стать привлечение репетитора. Он за достаточно короткое время поможет заполнить все пробелы в знаниях, вселит в ученика веру в себя.
Еще одной причиной обращения к репетитору является подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Школьный педагог не в состоянии за один урок выдать и информацию, которая заложена у него в программе, и материал для подготовки к ЕГЭ. Количество часов ограничено. По «основным» предметам на подготовку к ГИА выделяется учебным планом только один час в неделю (это в 10,11 классах; в 9 классе вообще таковых часов не предусмотрено), а у «неосновных» и того нет! А уж говорить об индивидуальном подходе не приходится вообще: у учителя объективно нет возможности найти время для каждого ребёнка. Если применить математический метод, то получается, только «сверхучитель» сможет совершить такой подвиг за 45 минут, когда у него в классе сидит 30 человек. Итого получается, что на каждого ученика он может потратить ровно полторы минуты! В этом кроется причина того, что родители пытаются хоть как-то подстраховаться, обращаясь к услугам репетитора.
Еще - мало кто из родителей может похвастаться, что готов помочь ребенку с выполнением домашнего задания. Чаще всего наблюдается такая картина: мама и папа работают, затем торопятся зайти в магазин за продуктами. Дома нужно поужинать, пищу надо приготовить… А тут еще домашние задания. Родители начинают раздражаться, кричать, в итоге вечер испорчен! Репетитор в данной ситуации может снять напряжение в семье. К приходу родителей ребенок выполнит все задания, освоит сложный материал, получит в сдержанной рабочей атмосфере профессиональную помощь. И общение в семье будет более спокойным...
У репетиторства есть и другая сторона медали, когда родители хотят за счет «специалиста на дому» снять с себя ответственность. Никакой репетитор не поможет, если ученик не организован: нет распорядка дня (вовремя не ложится спать, систематически не выполняет домашнее задание, не контролируется время игры и занятия и пр.). Это уже работа той же мамы, которая должна заниматься воспитательным процессом. Если все же раздумываете о занятиях с приглашенным педагогом, то стоит себе честно ответить на вопрос: что я сам могу сделать для ребенка, чтобы исправить ситуацию с неуспеваемостью? Для начала, можно попытаться организовать распорядок и режим дня: в какое время чадо должно самостоятельно выполнить домашнее задание по устным предметам; сколько будет длиться отдых; сколько времени отводится на выполнение письменных заданий на черновике.
Современные гаджеты могут в этом вопросе быть самыми настоящими помощниками. Например, ребенок без труда перешлет родителю для проверки выполненное задание в фото- или аудио-версии. Вариантов контроля и организации выполнения домашнего задания может быть много, самое главное – чтобы ребенок чувствовал поддержку и заинтересованность родителя. И может, порой ему важнее работать с мамой или папой, чем с репетитором, потому что это дополнительное общение в семье, которого многим детям не хватает. Родители и замотивировать ребенка могут эффективнее - они лучше репетитора знают, чем он интересуется, какие подарки хотел бы и т.д.
Нередко встречается такая ситуация: родители буквально перегружают ребенка занятиями. Школа, кружки (2-4 секции), репетитор… Взрослые не понимают, что такие объёмы информации мозг не способен принять, и в результате он начинает давать сбои. Если ваш ребенок плохо ведет себя на уроках и у него низкая успеваемость, это может свидетельствовать об усталости, а не являться признаком отсутствия способностей или несносного характера. Стоит родителю задуматься о том, что дите еще нуждается в «беззаботном детстве», полном игр и развлечений. Отдохнув, ваш ребенок будет готов покорять любые вершины образования.
К помощи «наставника на дому» сейчас прибегают даже при подготовке к школе. И тут очень важна роль родителей. Если мама и папа способны сами оказать посильную помощь при изучении письма и счета, то эти занятия станут прекрасной возможностью увлечь ребенка в мир знаний, стать авторитетом в глазах своего малыша. А если родитель (не будущий первоклассник!) нуждается в помощи репетитора, то нужно с ответственностью подойти к этому вопросу, так как можно «передавить» и вызвать обратный эффект – нежелание учиться.
Какой бы вы не придерживались точки зрения по этому вопросу, стоит отметить, что получение образования - это сложный процесс, который требует индивидуального подхода. И здесь роль родителя очевидна: никто лучше не сможет оценить все тонкости ситуации, которая сложилась вокруг любимого чада.