Очень болезненный вопрос, в самом начале, особенно если у вас нет надежных рекомендации. Но начать делать этот непростой выбор следует издалека, и совсем с другого.
1. Это определение бюджета ремонта. Возможно странно, но сейчас все поясню. В идеальном мире ремонт делается за раз, и вы заходите с чемоданами в блестящую квартиру, где расставлены вазочки, висят шторы, крючочки, заправлена постель и вы как в квартирном вопросе. Так конечно бывает, но не всегда :D Вам надо для себя решить, особенно если бюджет небольшой - готовы ли вы какое то время жертвовать комфортом, спать на матрасе и вешать одежду в коробку. Либо же в счет снижения качества/уровня каких-то позиций уместите весь ремонт полностью в ваш бюджет и заедете на все готовенькое.
Самым удобным вариантом является когда вы располагаете определенной суммой на весь ремонт (либо вы предполагаете какая это будет сумма). Тогда вы условно ее делите на 3 части: 1. Материалы для чистовых работ и чистовая отделка; 2. Услуги строительной бригады; 3. Мебель, текстиль. Соотношение этих частей может варьироваться, но не допускайте сильного перекоса. Исходя из этого вы уже можете определить сегмент рынка, в котором вы будете закупать материалы и выбирать бригаду работников. Помимо основного есть еще миллион различных мелочей, таких как доставка, услуги грузчиков, вывоз мусора; фурнитура различная, которую изначально редко кто берет в расчет, розетки-выключатели, лампочки, тримы … и можно перечислять до бесконечности, но около 10% бюджета уйдет на это все.
Если вы не торопитесь с ремонтом, и целиком бюджет определить не можете, тк хотите довести интерьер до идеала и выбирать максимально близкие душе позиции - попробуйте разбить его на сегменты. Растягивать бюджет можно до бесконечности, но слишком затяжной ремонт сильно выматывает. Плюс могут быть проблемы со строителями, тк никто не любит делать работу после кого-то или частями с большими промежутками - соответственно бригады которые дорожат своим временем вряд ли возьмутся за такой формат работы. Поэтому ознакомьтесь с порядком ремонтных работ и согласно ему разделите бюджет на части - черновые материалы и работы; чистовые материалы и работы; керамогранит и сантехника; мебель, электрика, свет; техника …Это делается для того чтобы вы не плавали в океане материалов и цен без спасательного круга, а сами видели путь, командовали куда плыть, управляли и наслаждались этим процессом.
Часто бывает такая история когда ремонт начинается «за здравие» - выбираются хорошие качественные позиции и материалы, а к концу ремонта бюджет тает со страшной скоростью и приходится довольствоваться тем, на что хватает денег. И это это иногда далеко не лучшее что есть на рынке, но выбирать уже особо не приходится. В конечном итоге этот контраст в интерьере очень бросается в глаза и выглядит странно - когда вас на дорогой плитке рамки с выключателями из леруа, когда на полу паркетная доска, а мебель из лдсп, когда декоративная штукатурка и пластиковый плинтус. Это конечно же от расслабленного отношения к бюджету, и неграмотного его распределения, поэтому этот вопрос так важен.
Почему не стоит экономить на строительной бригаде. Помните про соотношение 1:1:1, и если бюджет вам позволяет работать с компетентными специалистами, например за 15 тысяч за квадратный метр (стоимость работ), то не стремитесь найти за 5 - это точно будет не одно и тоже, и качество работ будет абсолютно разное. Также разная стоимость работ соответствует разной квалификации рабочих, разному опыту работы на стройке и разной сложности выполненных решений. Ну и конечно итоговому качеству. Сейчас на рынке много различных материалов, много дизайнеров, много технологий, и естественно, и теоретические знания и умение работать и развивать свои навыки согласно этим знаниям, не могут стоить дешево. Даже такой модный сейчас широкоформатный керамогранит не каждая бригада сможет освоить, и я не думаю чтобы вам хотелось проводить эксперименты над своим интерьером.
Не всегда вы сможете квалифицировано оценить качество работ в моменте, а косяки будут проявляться со временем в процессе эксплуатации. Тогда как ремонт, выполненный надежной бригадой будет радовать вас долгие годы, и, продавая квартиру, вам будет за него не стыдно.
2. Смета. Самый большое и часто недостижимое достоинство сметы - это ее предсказуемость. Сейчас я говорю о смете на работы бригады, то, с чего вы начинаете сотрудничество с вашими работниками. Слишком частое явление, когда смета вырастает к концу ремонта, иногда в разы. Это не вина прораба, или менеджера вашей стройки (такой человек бывает в организациях), часто это происходит из-за недостаточной определенности заказчиков (Вас) в начале ремонта, недостаточной осведомленности о ходе работ, и их содержании. То есть - чтобы ваша смета минимально отличалась вначале работ от фактических затрат, вам надо максимально подробно определиться что вы хотите получить в итоге. Каждое усложнение, каждый дополнительный подрозетник влечет за собой удорожание. Когда вы очень расплывчато даете для строителей техзадание, то с каждым его уточнением смета будет расти. Например: строители вам посчитали укладку ламината как напольное покрытие, а потом вы решили уложить его под 45 градусов или елочкой. Эта укладка уже стоит дороже. Монтаж плинтусов разного типа - стоимость работ может отличаться кардинально. Подготовка поверхности стен - по маякам, с выведением геометрии, под покраску… Откосы окон. И очень много нюансов, на которые вы по неопытности даже внимание не обратите, но которые повлияют на вашу смету. Поэтому чем подробнее ваши запросы, тем адекватнее вам посчитают стоимость ремонта.
Не советую договариваться на какую то определенную цифру вместо подробной сметы - когда вам говорят - мы сделаем весь ваш ремонт за 500000 рублей (не важно туманные ваши запросы или достаточно точные). Часто в эту сумму заложены удобные для строителей решения, которые в ходе работ вы можете не одобрить. Например - выравнивание только правилом, не по маякам. Укладка керамогранита только с тримами, без запилов под 45. Определенные работы по электрике, в которые вас даже могут не посветить (а электрика это очень ответственный момент). Могут даже за керамогранит не взяться, который больше определенного формата. В результате недовольны останутся обе стороны - вы будете думать что бригада отказывается от своих обязанностей, а строители - что вы им хотите накрутить услуг, за которые им не заплатили.
Когда вы получите смету от прораба (менеджера) - уделите время и изучите состав работ в ней. Задавайте вопросы. Пройдитесь по вашему чек-листу (возьмите у меня на сайте) и заметкам, а лучше изначально отдайте сметчику. Имейте ввиду, что процесс подсчета и утверждения сметы может занять до месяца, если она действительно подробная и отражает все последующие работы. Обращайте внимание даже на мелкие работы, из разряда монтажа светильников. И вообще чистовые работы обязательно должны быть включены в общую смету, или вынесены в отдельный раздел. Если вы чего-то не видите в смете - лучше спросить входит ли в стоимость и попросить добавить. И уже после окончательного утверждения подписывайте договор. Когда отношения определены досконально «на берегу», то будьте уверены, что вас ждет легкое плавание)
Думаю многие это понимают, но все таки скажу - никакой предоплаты! Какая бы смета или договоренности между вами с бригадиром стройки не были - оплата работ только по факту сделанных и принятых вами этапов. Изначально деньги прораб может взять только на закупку материалов, эта может быть условная сумма, оговоренная заранее, и отчеты по чекам. Да и ни один уважающий себя прораб заранее деньги за работы брать не будет, если вас просят о каком-то авансе, то это повод завершить отношения с бригадой.
3. Конечно же ваши отношения должны быть подтверждены договором! Хорошо, когда в нем не только прописаны сроки, но и есть календарный график. Работая с организацией этот пункт само собой подразумевается, но даже с частными лицами вы имеете право не отдавать вашу квартиру и деньги без соответствующего документа.
4. Как выбирают бригаду? Как не ошибиться и довести до конца ремонт с одними и теми же людьми? А это кстати показатель - если вы или ваши знакомые довели до конца ремонт с одной бригадой, то это признак что к этим ребятам стоит присмотреться. Ведь на объекте столько разных моментов, недопониманий, недоверия что смена бригады - довольно частое явление. И также довольно хлопотное. Хорошие бригады не будут доделывать чужую работу, и вы замучаетесь искать приличных людей на замену. А плохих нам и не надо, так ведь? Будут потрачены нервы и ваше время, ремонт будет стоять на месте. Лучше изначально не пожалеть сил и выбрать правильных людей. Как?
- Самый верный ответ - по отзывам и рекомендациям. Но не будьте слишком придирчивы, люди разные, часто отзывы субъективны, и конфликты на стройке возникают больше из-за человеческого фактора, а не из-за качества работ.
- Смотрите работу. Уважающий себя прораб легко покажет вам текущие проекты на любой их стадии, будь то черновые работы (где обычно ничего не понятно), или чистовые. На чистовых работах и неопытный глаз сможет оценить качество поклейки обоев, укладки плитки, покраски стен и подготовку поверхности. На черновых это гораздо труднее, даже я не всегда понимаю насколько хорошо или там не хорошо выровнены стены или залит пол. Напрашивайтесь на те объекты, где уже можно увидеть красоту.
- Когда вы уже находитесь на объекте - смотрите (как бы это смешно не звучало)) на бытовую составляющую работы бригады. Некоторые там спят на матрасах и готовят плов, постоянно пьют чай вместо работы, а у некоторых на окне одна пачка печенья на все три месяца ремонта. Также неприемлемо если строители курят в квартире или даже на балконе - запах чувствуется жильцами потом еще очень долго.
- Даже на стройке должен быть порядок. Сухие Смеси в мешках не должны валяться кучей, обрезки профилей вперемешку с новыми, чистовые материалы вообще должны храниться максимально аккуратно! Нагрузка на квадратный метр пола также рассчитывается, то есть кирпичи или ПГС для межкомнатные перегородок не могут огромным весом давить в одном месте.
- И организационные моменты - хорошо бы наличие подробных смет в электронном виде, а не карандашом на бумажке, договор, календарный график. Сейчас уже не так важно что строители нерусские, тк среди них очень много квалифицированых работников.
- Ответственность за строителей лежит на прорабе бригады, и взаимодействовать с вами будет он в большинстве случаев, поэтому смотрите на свои ощущения от общения с ним, тк вам предстоит вместе пройти через немало спорных ситуаций и решения их, взаимодействие и общение. Считывайте энергетику, ищите «своего человека»
5. Некоторые предпочитают работать не с бригадой, а с подрядчиками. То есть вы сами ищите мастеров на разные виды работ, оплачиваете их сдельно, сами осуществляете контроль качества. Из плюсов тут то, что вы не привязаны к одним людям, можете свободно распоряжаться стройкой, выбирать мастера напрямую, оплачивать работы по факту. Также я считаю, что квалифицированные узконаправленнные мастера оказывают свои услуги более качественно, чем работники в составе бригады. Из минусов - постоянная вовлеченность в стройку, решение вопросов, которые частно на себя берет прораб, если возникает случай переделок или еще какие то косяки - не всегда удобно спрашивать с каждого работника самому, в то время как в бригаде всего одно лицо, через которого вы ведете коммуникацию. Этот вариант все больше подходит тем, кто в стройке не новичок, а для новички, не имеющие организаторского опыты ремонтных работ только набьют шишек, потратят время, нервы, и лишние деньги. Лучше найти надежное доверенное лицо, бригаду в лице прораба, которое возьмет на себя очень многое, и то, о чем вы даже понятия не имеете.