16 апреля 136 лет назад родился Николай Гумилёв. На дворе 22-й год 21-го века. А в 21-м 20-го он был расстрелян. Он прожил всего 35 лет. Или 136?!... И первое, и второе одинаково верно. Поэт ведь он бессмертен. Если он настоящий поэт. Без идеологии и натужности. Ему ни доказывать, ни объяснять никому ничего не надо. Потому что, как сказал Шарль Бодлер, «Цель поэзии, поэзия». Гумилёв беспрецедентное имя в русской словесности и истории. Создатель нового направления в поэзии, акмеизма (в противопоставление модному тогда символизму), русский офицер, прошедший путь от солдата, дважды георгиевский кавалер, кавалер ордена Святослава. Путешественник и историк. Таких людей его сын Лев назовёт впоследствии пассионариями.
Николай Степанович Гумилёв родился в Кронштадте в 1886 году. Отцу его, судовому лекарю было тогда уже пятьдесят лет. Бытует мнение, что у родителей «в летах» и дети более талантливые выходят. Так это или нет, генетически не доказано, но по факту, в большинстве случаев, так и есть. Матушка его, Анна Ивановна Львова. Примечательно, что сам поэт очень ценил свою двойную «львиность» ГумиЛёв и Львов. Он и сына своего Львом назовёт. А жену свою Анну Ахматову в 1910-х годах шутливо называл гумильвица. После рождения Николая семья со старшим двумя годами братом Дмитрием и сестрой Александрой, переезжает в Царское село. В восемь лет Гумилёв поступает в Царскосельскую гимназию. Директором её тогда был Иннокентий Анненский один из значительных поэтов серебряного века. Это он написал «Среди миров в мерцании светил, одной звезды я повторяю имя…». Он был очень мягким человеком и лояльно относился к ученикам особенно к тем, кто писали стихи. Гумилёв был сильно «неуспевающим», если не сказать двоечником. Он постоянно проваливал экзамены и когда его спросили, почему он пришёл неподготовившись, он по-гусарски ответил: «Я считаю, что придти на экзамен, подготовившись к нему, всё равно, что играть с краплёными картами». И его бы давно отчислили, если б не заступничество Анненского, дескать, ну да двоечник, но какие стихи пишет. За время учебы семья Гумилёвых постоянно переезжает, то в Питер, то в Тифлис. Там на Кавказе 1902-м году он впервые публикуется . Газета «Тифлисский листок» стихотворение «Я в лес бежал из городов…» По юношески философское и уже сильное. Если глубже взглянуть в этот стих, то потенциал и харизма, необычайна:
«Я в лес бежал из городов,
В пустыню от людей бежал...
Теперь молиться я готов,
Рыдать, как прежде не рыдал…»
А парню всего шестнадцать. Ныне иным седовласым «шекспирам» сделавшим себе состояние на шлягерах и близко к первой строчке не приблизиться. Спустя три года, будучи гимназистом, он выпускает (на папины деньги) сборник «Путь Конквистадоров». И уже там пророческие строки:
«Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.»
Пророчество собственной смерти у великих поэтов особый пункт! Первый стихотворный сборник избалованная критика встретила без особого восторга, лишь Валерий Брюсов, тогда большой авторитет и «император символизма» написал хвалебно-объективную рецензию. У них завязалась переписка и дружеские отношения на много лет. Окончив гимназию, Гумилёв отправился в Париж продолжать образование. В Сорбонне он слушает лекции по французской литературе, изучал живопись. По протекции Брюсова молодой поэт попытался познакомиться с жившими там Мережковским и Гиппиус, они уже тогда были авторитетами и мягко говоря не заметили новое дарование. Зинаида Гиппиус писала Брюсову: «О Валерий Яковлевич! Какая ведьма «сопряла» Вас с ним [Гумилевым]? Да видели ли Вы его? <...> Двадцать лет, вид бледно-гнойный, сентенции старые, как шляпка вдовицы, едущей на Драгомиловское. Нюхает эфир (спохватился) и говорит, что он один может изменить мир: «До меня были попытки… Будда, Христос… Но «неудачные». После того как он надел цилиндр и удалился, я нашла номер «Весов» с его стихами, желая хоть гениальностью его строк оправдать Ваше влечение, и не могла. Неоспоримая дрянь. Даже теперь, когда так легко и многие пишут стихи, — выдающаяся дрянь. Чем, о, чем он Вас пленил?» В Европе Гумилёв знакомиться с Алексеем Толстым Волошиным и Елизаветой Дмитриевой. С двумя последними спустя несколько лет произошёл интересный случай. В Коктебеле они создали литературную мистификацию. Дмитриева взяла загадочный псевдоним Черубина де Габриак. Испанская графиня пишущая стихи на русском. Некоторое время они, таким образом, дурачили весь Петербург. Когда Гумилёв узнал об этом, он наговорил Дмитриевой резкостей, и у них с Волошиным дело дошло до дуэли. Стреляться они отправились не куда-нибудь, а на Чёрную речку. Но стрелки оба были «те ещё» и дело кончилось без крови.
А в Париже Гумилёв попытался издавать собственный журнал «Сириус». Кроме его собственных опусов, там дебютировала Анна Ахматова. Но дальше трёх выпусков дело не пошло, журнал закрылся. Кроме того он выпустил в Париже свой второй сборник стихов «Романтические цветы». В 1908-м году он возвращается на Родину и оттуда на скопленные деньги, отправляется в путешествие в Египет. Его всегда туда тянуло. Африканская экзотика это особая статья в лирике Гумилёва. Он ещё дважды побывает там, в 11-м как репортёр журнала «Аполлон» и в 13-м с научной экспедицией Академии наук.
В 1910-м в Петербурге выходит его сборник «Жемчуга», очень романтический и очень экзотический. Каждое стихотворение, в самом деле, как жемчужина, особенно это ощутимо сейчас, спустя более чем, столетие. А «Капитаны» из этого сборника, как сейчас сказали бы, визитная карточка поэта:
«На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей…»
В тот же год он женится на Анне Ахматовой. Они были знакомы ещё с 1903-го, он долго за ней ухаживал и несколько раз делал предложение. В 1912-м году у них рождается сын Лев. Семейная идиллия длится не очень долго, поскольку оба поэта натуры независимые и автономные. Хоть и будучи в браке, фактически живут каждый своей жизнью. Об этом свидетельствует рождение в 1913-м сына Ореста от театральной актрисы Ольги Высотской.
1914 год, война с Германией. Гумилёв охваченный совершенно искренним патриотическим чувством, отправляется на призывной пункт. Ещё 1907-м он получил белый билет по зрению и мог бы совершенно спокойно попивать в кафе абсент и покуривать сигару, складывая вирши. Но он добывает липовую справку, что годен к строевой и отправляется солдатом на передовую. Он со своим уланским полком воюет В Литве, Восточной Пруссии в Польше. В 15-м году он уже унтер-офицер, а в 16-м прапорщик. Во время войны он выпускает поэтический сборник «Колчан» и прозаические очерки «Записки кавалериста». Февральскую революцию 17-го он встретил в окопах. Его перебрасывают на греческий фронт в Салоники, затем с русским экспедитационным корпусом во Францию. Затем Швеция, Норвегия ,Англия. Впечатления, эмоции, знакомства. Он по-прежнему военный, и по-прежнему литератор. На его глазах происходит развал и деградация русской армии и 1918-м он возвращается в Петроград. С Ахматовой он официально разводятся, и через несколько месяцев женится на Анне Энгельгарт, дочери историка. В апреле 19-го у них рождается дочь Елена. В Советской России Гумилёв активно занимается литературной деятельностью. Он выпускает сборники «Костёр», «Фарфоровый павильон», «Шатёр». Пишет несколько пьес, критических статей, занимается переводами с французского, читает лекции начинающим поэтам. Интересный случай в 1918 или 1919 году его пригласили прочитать лекцию о поэзии революционным матросам. На вопрос «Что помогает поэту писать стихи?» Гумилёв невозмутимо ответил «По-моему, вино и женщины». Больше его на лекции в Балфлот не приглашали. В те годы Максим Горький привлёк его к работе в издательство «Всемирная литература» руководить редакцией французского отдела. Он редактировал там переводы других поэтов. В 19-м он публикует собственный перевод древневавилонского эпоса «Гильгамеш».
Николай Гумилёв никогда не пресмыкался перед новой властью и открыто выражал своё неуважение и презрение большевикам. Он видел что происходило вокруг и несомненно знал чем это закончится. 3 августа 21-го года его арестовали. Ему было предъявлено обвинение в участии в боевой организации профессора Таганцева. До сего дня неизвестно был ли, в самом деле этот контрреволюционный союз или это притянуто за уши большевиками. По следственному делу написано 253 тома, из них 250 засекречены в архивах ЧК-КГБ-ФСБ. 26 августа Николай Степанович Гумилёв был расстрелян. В числе ещё 56-ти человек проходивших по делу. Место расстрела и захоронения неизвестно или засекречено. Последний поэтический сборник «Огненный столп», вершина творчества поэта выходит в свет в тоже в августе 21-го, когда Гумилёва уже нет.
«Что создадим мы впредь, на это власть Господня,
Но что мы создали, то с нами посегодня…»