Найти тему
Олег Панков

Вход Господень в Иерусалим /17апреля/

Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя,

из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.

Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,

Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних,

Благословен Грядый во имя Господне.

/Тропарь праздника/

Это событие Церковь причислила к великим двунадесятым праздникам; в народе его именуют еще Вербным Воскресеньем. Празднуется в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день или накануне вечером на Всенощной службе освещаются ветви вербы или других растений.

Вкратце предыстория празднования такова. За неделю до Своих крестных страданий Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Спаситель мира и идет на смерть добровольно. Предстояло свершиться величайшим событиям мировой истории, главные из которых – осуждение и крестная смерть Спасителя и последующее Его славное Воскресение. Вход Господа во Святой град происходил перед ветхозаветной Пасхой. В это время в Иерусалиме всегда было многолюдно. Немало людей тогда не только хорошо знали о чудесах «пророка из Назарета», но и были их свидетелями. Особенно уверовали в Него после чудесного воскрешения умершего «четырехдневного» Лазаря. Это событие Православная Церковь вспоминает в субботу (Лазареву) накануне Вербного Воскресенья. Лазарь и его сестры – Марфа и Мария – жили в местечке Вифания недалеко от Иерусалима и очень любили Спасителя. Во время пребывания Иисуса Христа в Галилее, по промышлению Божию Лазарь неожиданно заболел и умер. Когда Лазарь был уже похоронен, Господь вместе с его сестрами пришел ко гробу покойного и затем повелел отвалить камень от гроба. На возражение Марфы, что «уже смердит; ибо четыре дня как он во гробе», Иисус Христос сказал ей: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию?». После этого, помолившись, Господь воззвал громким голосом: «Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» ( Ин. 11, 43, 44).

Слух о воскрешении Лазаря распространился по всему Иерусалиму. Тогда первосвященники из зависти и боязни потерять свою власть решили убить не только Иисуса Христа, но и Лазаря. Однако в отношении Лазаря их замысел не осуществился. Лазарь дожил до глубокой старости и был впоследствии епископом на острове Кипр…

Перед Своим торжественным входом во Святой град Иисус Христос велел ученикам приготовить для Него ослицу и молодого осленка.

Один из известных современных духовных писателей архимандрит Рафаил (Карелин) дает этому такое объяснение. «В то время цари в мирных условиях употребляли этих животных для своих поездок по стране. Конь означал военные сборы. На коне отправлялись в походы. Иисус Христос сел на молодого осленка в знак того, что Он несет с собой мир, что Он — Царь Мира. Святые Отцы говорят также, что ослица символически знаменует собой иудейский народ, а молодой осленок — языческие народы, которые склонили главу под благое иго Христа Спасителя, приняли учение Его, запечатлели в сердцах своих» (Арх. Рафаил. Путь христианина. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999 г.).

Когда Господь посмотрел с Елеонской горы на Иерусалим, увидел великолепные здания Иерусалимского храма, на Его глазах выступили слезы. Иисус Христос возвестил какая страшная кара постигнет этот святой город за то, что «не узнал времени посещения Твоего»…

Здесь должно было совершиться самое страшное в истории человечества злодеяние — Богоубийство, и в то же время должен был запечатлеться величайший подвиг: вольные страдания, распятие Христа и искупление Им человечества.

Имеется церковное Предание о том, что когда начался потоп, Ной взял с собой в ковчег, как великую святыню, голову Адама. Затем он отдал ее своему старшему сыну — Симу. Сим построил город Иопию, затем соорудил жертвенник, под которым положил голову нашего праотца и невдалеке от этого жертвенника основал город Иерусалим, что значит — Мир Божий. Впоследствии Палестину завоевали хананейские племена, и место, где лежала голова Адама, пришло в запустение, хотя по памяти народ называл его «Голгофой» (по-еврейски — череп, лоб). Там, на Голгофе, и должно было совершиться дело искупления мира.

Как сообщает Священное Писание, Христос въезжал в Иерусалим на молодом осле, на которого ранее никто не садился. Тем самым исполнилось ветхозаветное пророчество: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин. 12, 15).

О встрече Спасителя евангелист Матфей повествует так: «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 8, 9).

Некоторые из фарисеев, обратившись ко Христу, требовали, чтобы Он запретил ученикам Своим прославлять Его. Христос же сказал: «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). Святые Отцы под камнями подразумевали язычников, которым суждено было прославить Бога после проповеди апостолов по всему миру.

Когда Спаситель входил в Иерусалимский храм, в нем стоял невообразимый шум. Крики людей перемежались с блеянием животных, которых продавали прямо в храме. Жертвенных животных полагалось продавать за пределами здания, но ради успешности торговли первосвященники разрешали вводить их в само святилище. Там же стояли лавки меновщиков монет, потому что, по иудейскому обычаю, нельзя было жертвовать на храм и покупать животных на деньги языческих государей, их необходимо было обменять на иудейские монеты.

Господь взял бич и изгнал продающих скот и меновщиков из дома Своего Небесного Отца.

Народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми ветвями.

В древние времена так торжественно встречали обычно великих полководцев или царей, возвращавшихся после победы над врагами.

У нас в России издавна сложилась традиция освящать в этот день веточки вербы, поскольку это растение расцветает прежде других и более соответствует нашим природным условиям.

Ветви в руках верующих в день праздника знаменуют встречу Господа, победившего смерть и своим светлым Воскресением открывшему нам путь в жизнь вечную в неветшающие обители Царства Небесного.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим символизирует также Второе Пришествие Его на землю, когда, как свидетельствует Священное Писание, Господь явится в неизреченной славе, окруженный бесчисленными Ангелами, судить дела всего мира.