Найти в Дзене
Андрей Сталк

Пеппи ДлинныйЧулок

"Пеппи ДлинныйЧулок", СССР, 1984
"Пеппи ДлинныйЧулок", СССР, 1984

Синдром гиперактивности

Шведская сказочница Астрид Линдгрен писала о героях, совершенно отличных от привычных советскому читателю персонажей младшего школьного возраста. Не буду сейчас вдаваться в сложные рефлексии Малыша, сотворяющие эксцентричного пузатого мужичка с кнопкой от пропеллера на месте пупка. Поговорим о второй в табели о рангах героине – Пеппи ДлинныйЧулок (в оригинале Пиппи Лангструмп). Одноименный телефильм сняла в 1984 году Маргарита Микаэлян в жанре циркового мюзикла, что изрядно продлило картине активную жизнь в мозаике музыкальных номеров в различного рода киноконцертах и детских передачах, вроде «Будильника».

Откровенно говоря, решение создателей сделать фильм музыкальным – это единственное правильное решение, потому что сюжета на две серии в оригинале нет. Странная девочка загадочных возможностей приехала в захолустный город и перемещается от заседания комиссии по делам несовершеннолетних к цирковым антрепризам. Ну еще два жулика небольшого ума норовят поднести громоздкий чемодан с гипотетическим золотом.

Впрочем, картине, несмотря на чудесные песни Владимира Дашкевича (в этом компоненте советское кино уверенно переигрывало конкурентов), ленте было уготована судьба быстрого забвения, если бы не главная героиня. А, вернее, подросток Светлана Ступак. Почему-то, если команда не считала зазорным приглашать на ключевые роли не актерских/спонсорских деток, а самородков с улицы – примеров тому не счесть – от нечаевских героев, электронных Сыроежкиных до Алисы, проворонившей миелофон. Сейчас принято восторгаться гениальной игрой детей в советском кино – это не так. Играли они, конечно, на порядки хуже профессиональных актеров на заднем плане. Но умный режиссер не столько требовал от обыкновенных ребят лицедействовать, сколько педалировал в кадре их доминирующие черты характера.

Мама Светы Ступак на поздравление Маргариты Микаэлян в связи с утверждением на роль ребенка, только вздохнула: «Жалко мне вас». Так и оказалось. Чертенок в разных чулках выматывал своей непредсказуемостью всю съемочную бригаду. Мультфильм «Фильм, фильм, фильм» помните? Так та девочка просто педантичный ангел по сравнению с нашей уличной непоседой. Недаром, актерская карьера Ступак (Поляковой), по сути, этой картиной и закончилась – мазохистов везде и всегда немного. Но когда взрослые и подросток входили в резонанс, творилось необыкновенное: проехаться на лошади – пожалуйста, эквилибристика на канате – нет проблем, фляки и сальто – с удовольствием. С озорной улыбкой широкого щербатого рта, с элегантными жестами и клоунской мимикой. Сравните с честно работающими Федей Стуковым, реально профессиональным детским актером. На своем поле Пеппи уделывала партнеров с легкостью.

А партнеры были, по нашим меркам, звездные. Жулики Леониды, Каневский и Ярмольник. Директор цирка Лев Дуров. Богатая попечительница Татьяна Васильева. Однодневный папа Михаил Боярский в диком лохматом парике. Даже известный цирковой силач того времени Валентин Дикуль. Все они по-советски качественно отыгрывали свои образы. Леониды жали пантомимами. Михаил выдыхал просоленный воздух. Лев изображал беззаботность, судорожно пытаясь удержаться на вытянутой руке Валентина. Ребятишки со старательностью отличниц радовали хореографов синхроном. А Пеппи жгла непосредственностью и уличным озорством.

В стране Советов Пеппи ДлинныйЧулок обречена на дискомфорт. Но, если ей попадется талантливый наставник – будет взрыв. Именно из такой Пеппи когда-то получилось Чудо с косичками – Ольга Корбут. А Светлана Ступак сначала просто исчезла из актерского мира, потом стала жертвой мошенников, лишившись однушки в подмосковной Яхроме. А 23 марта 2018 года бывшая актриса умерла. Так незаметно для изнасилованного информацией мира, что даже почти год спустя даты её смерти нет даже на крупнейших отечественных киносайтах. Страницы Ступак продолжают отсчитывать её годы жизни. Пеппи не умирают.