19 апреля исполнится 24 года со дня рукоположения диакона Валентина во иереи, то есть во священники.
Речь идёт о моём уважаемом супруге отце Валентине. На тот момент ему было 35, почти 36 лет, мне соответственно 26. Наша большая семья состояла из 6 детей, а 7-го я носила под сердцем.
Не могу сказать, что это событие было неожиданностью для нашей семьи, ведь Валентин Михайлович до того окончил Старообрядческое духовное училище и Рижскую духовную семинарию, теологические курсы на базе Рижского университета.
Проходил обучение в храме св.Николая на Берсеневке в Москве по личному благословению Владыки Рижского Александра, так же по его личной просьбе был рукоположен во диакона, Владыкой Амвросием Иваново-Вознесенским и Вичугским, ныне уже покойным.
И всё же..
Жизнь наша изменилась. Церковные службы, новые обязанности и новый жизненный статус-семья священника.
Каждый нуждающийся считал своим долгом потребовать помощь от батюшки или его семьи. И ещё один удивительный и малоприятный для меня аспект, как то, что любые верующие люди могли запросто посещать наш дом, не интересуясь уместно ли, ко времени ли так далее.
Особенно меня вводил в ступор приезд столичных тётушек, таких аккуратных, ухоженных и надушенных, возможно очень хороших, но совершенно мне не знакомых.
Я просто чувствовала себя обезьянкой в зоопарке, на которую приехали поглазеть...
" Ой какая молоденькая и это все ваши детки!? Давайте мы вам поможем! А можно вас ( их) сфотографировать?.."
Можно представить как выглядела я, многодетная мама, бывшая горожанка ещё не умеющая нормально жить в деревенском доме, где из удобств было только электричество и отсутствие земляного пола..))
По какому-то неписанному правилу, семья священника считалась собственностью прихода. Детей ( 6-7 лет) то и дело пытались задействовать в каких-то общественных работах, то же касалось и меня на последних сроках беременности... Какие-то огороды, "послушания" в виде стирки ( вручную), готовки на общественные нужды и так далее.
Я помню, что часто плакала, особенно после посещения нежданных гостей. Конечно мой супруг тоже не приветствовал такое положение дел и в один момент этому был положен решительный конец. Правда нам пришлось крепко поссориться с настоятелем...
К чему сейчас всё это вспомнила?
Служение священника, как и общение с людьми должно происходить на территории отдельной от проживания его семьи.
Семья-это частная жизнь и личное пространство, куда вхожи только самые близкие друзья или родственники, как и у всех нормальных людей.
В 2013 году произошло убийство пожилого батюшки о.Павла Адельгейма из Пскова. К нему в гости зашёл улыбчивый молодой человек из Москвы, добрый батюшка усадил его за стол и напоил чаем. На столе находились нехитрые угощения, среди которых стояла маслёнка с маслом и ножик, так вот этим ножом и был убит гостеприимный священник.
Послесловие
Часто в комментариях спрашивают где мы живём или где служит мой супруг. Друзья мои, батюшек везде много. Там где вы проживаете тоже есть замечательные священники, надо только присмотреться. И храмы и иконы-везде всё одинаково в принципе.
Спасибо за ваше внимание, уважаемые читатели! Хороших вам выходных и немного информации к размышлению...
До новых встреч, на страницах записок м.Анны.