Найти тему

У «Норникеля» отнимают подарки Чубайса

Фото: Леонид Свердлов/ТАСС, Евгений Епанчинцев/ТАСС. Коллаж: Анна Бабич
Фото: Леонид Свердлов/ТАСС, Евгений Епанчинцев/ТАСС. Коллаж: Анна Бабич

Арбитражный суд Красноярского края принял решение изъять Норильскую железную дорогу из владения ПАО «ГМК “Норильский никель”». Соответствующий иск подавала транспортная прокуратура. В связи с развитием Российской Арктики и Северного морского пути у Москвы имеются большие планы по созданию инфраструктуры на Таймыре. По мнению властей, «Норникель» не может справиться с этой задачей. В ходе разбирательств выяснилось, что железная дорога могла быть приватизирована и включена в имущественный комплекс комбината незаконно.

-2

ПАО «ГМК “Норильский никель”» базируется в Таймырском районе Красноярского края. Предприятие строилось в 30-е годы прошлого века. В 1994 году компания была приватизирована, и её владельцем стал Владимир Потанин. Сейчас «Норникель» является мировым лидером по производству никеля и палладия. Это также крупнейший налогоплательщик Красноярского края. Вместе с комбинатом в частные руки была передана и промышленная инфраструктура, в том числе Норильская железная дорога (НЖД). Её протяжённость – свыше 330 километров. В состав НЖД входят вокзал в Норильске, несколько переездов, угольный путь и мост через реку Норильскую. Она работает только на нужды «Норникеля». Пассажирские перевозки по ней были закрыты четверть века назад.

-3

Вопрос принадлежности НЖД подняло летом прошлого года Министерство транспорта РФ, как следует из материалов суда, имеющихся в распоряжении «Октагон.Сибирь». Ведомство сделало это в рамках обсуждения Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Этот документ предполагает строительство новых железных дорог с выходом к портам Дудинка и Игарка. Будет создан Северный широтный ход, который соединит Свердловскую, Северную и Октябрьскую железные дороги с Норильской железной дорогой, а потом обеспечит выход на побережье Охотского моря и Чукотки. Следовательно, возникает вопрос об изменении статуса НЖД с текущего «технологического» на «общего и необщего пользования».

Новые железнодорожные магистрали необходимы для выполнения поставленной президентом РФ Владимиром Путиным задачи по развитию Северного морского пути. Это не только национальный экономический, но и геополитический козырь. По Севморпути планируется перевозить до 100 млн тонн грузов в год.

-4

«Норникель» не отказывался от изменения статуса НЖД, однако экспертиза показала, что состояние дороги не соответствует современным требованиям, в связи с чем не представляется возможным включить её в общую сеть железных дорог. Компания заявила, что готова вложить в модернизацию путей 79 млрд рублей, но это тоже не помогло, поскольку выяснилось, что «Норникель» не имеет прав на эту железную дорогу.

Когда в 90-е годы комбинат готовили к приватизации, госкомиссия под руководством занимавшего в то время пост председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом Анатолия Чубайса наметила к продаже НЖД, не прописав, какие конкретно объекты входят в её состав. Это обстоятельство даёт повод считать имущество спорным. «Регистрация права собственности, внесение в ЕГРН записей о праве собственности ОАО “Норильская горная компания” и ПАО “ГМК “Норильский никель” на объекты железнодорожного транспорта, а также совершение самих сделок купли-продажи произведены без согласия и без ведома Росимущества. Конкретные объекты железнодорожного транспорта в плане приватизации не указаны, не персонифицированы, сведения об их инвентарных номерах и стоимости отсутствуют», – говорится в определении Арбитражного суда Красноярского края.

-5

8 апреля Арбитражный суд Красноярского края постановил истребовать Норильскую железную дорогу из чужого незаконного владения. ПАО «ГМК “Норильский никель”» будет оспаривать это решение. «Решение является незаконным и необоснованным, поскольку в 1994 году НЖД была включена в план приватизации как неотъемлемая часть единого хозяйственного и имущественного комплекса “Норильский никель”. Исторически железная дорога строилась и эксплуатировалась как технологическая. Статус НЖД как технологической неоднократно подтверждался профильными экспертными организациями и компетентными государственными органами. Кроме того, законодательные ограничения на приватизацию не применялись в отношении НЖД в силу прямого указания законодательных актов, а исковое заявление было подано уже по истечении срока исковой давности», – говорится в сообщении компании.

Стоит добавить, что прошлой осенью транспортная прокуратура выиграла в суде другой иск против металлургического холдинга. Он касался деприватизации 30 морских причалов в Дудинке. Основания были такими же, как и в случае с железной дорогой. Это решение «Норникель» не опротестовывал, оно вступило в законную силу.

Алексей Бондарев

#норникель #норильская железная дорога #транспортная прокуратура #таймыр

Читайте и смотрите нас: