Мои заметки
Проговорив в первой части о важности благоговения и страха Божьего при причащении, теперь пора обозначить главное - а что для нас сегодня таинство причастия, правильно ли мы понимаем его смысл? К сожалению для многих моих прихожан причастие есть некая награда за труды, шоколадка что-ли, пусть условное, но удовольствие. Нельзя не признать, что причастие обновляет и укрепляет человека, это факт, но оно точно не шоколадка, не награда. Я бы назвал причастие хлебом, который по заповеди нужно добывать потом и трудом. Хлеб для души необходим, чтобы она не умерла от голода. Если вы изголодались, то и кусок хлеба слаще шоколада, удовольствие при этом присутствует, но применительно к нашему времени хлеб остается хлебом.
Для того, чтобы душа укрепилась святыми Христовыми Тайнами и существует ряд условий - пост, правило, молитва, воздержание в словах и чувствах, и уж тем более во внешних удовольствиях, рассеивающих и растлевающих наши души. Наверное поэтому так важно перед причастием не только воздержание тела, но и души, глаз, языка и тому подобное. Духовное напряжение, внимательность, бодрость души, все это не возможно без молитвы. А какая молитва у пресыщенного человека, правильно, никакая. Вот и воздержание. Отсюда понятны и сроки воздержания, то есть поста перед причастием. Для тех, кто причащается часто, дважды в месяц и чаще, достаточно одного дня, как благословляют духовники в лавре преподобного Сергия. Кто причащается редко, бывает и трех дней мало. Когда в 19 веке причащались раз в пост или раз в год, говели неделю.
Из всего сказанного становится понятным и необходимость продолжительного молитвенного правила перед причастием. Оно нужно нам, а не Богу. Нашей душе нужно умиротворение, тишина, кротость. Один лаврский игумен, будучи еще молодым священником, приходил часто причащать двух стареньких монахинь. В монастыре полно страстей, и молодой батюшка приходил порой к ним с бурлящим и беспокойным сердцем. Одна из монахинь в таких случаях, останавливала его и начинала что-либо рассказывать о своей жизни. Священник внутренне возмущался, ну какие рассказы перед причастием, когда Святые Дары уже перед тобой, но возражать не решался. Проходило несколько минут и в сердце разливалась такая тишина и мир, что игумен только удивлялся такому преображению. И вот тогда монахиня Магдалина говорила: «Вот теперь читай молитвы» после которых следовало причастие.
Принять Тело и Кровь Христовы большая ответственность, но и великая сила в них для бессмертной души, если она приготовлена к этому таинству постом и молитвой, исповедью и покаянием, смирением и кротостью. Такая душа способна к духовной жизни и к борьбе за свое спасение.
Практика Евхаристии (часть 2) Хлеб Небесный или в чем смысл причастия
15 апреля 202215 апр 2022
96
2 мин