Найти в Дзене
Жить по Христу

Страстная седмица. Среда. Предательство Иуды. Почему?

Всё ближе страсти Господни. Нашёлся и предатель - Иуда Искариот. Почему он предал Спасителя? Что подвигло его к такому чудовищному поступку? Давайте разбираться... В этот день, среду, за два дня до голгофских страданий, Иисус возлежал в доме Симона прокажённого: "Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим" (Матфея 26:6-9). А в это же самое время: "...искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе" (Марка 14:1(б)-2). Всё идёт к трагической развязке, но ещё не сложились все обстоятельства. Религиозные лидеры Израиля ищут, как им избавиться от Христа. Притом они отдавали себе отчёт в том, что Иисус всё ещё очень популярен в народе. Потому и
Оглавление

Всё ближе страсти Господни. Нашёлся и предатель - Иуда Искариот. Почему он предал Спасителя? Что подвигло его к такому чудовищному поступку? Давайте разбираться...

Симо Гомез, Иуда Искариот. Королевская каталонская академия изящных искусств Сан-Жорди. Источник изображения commons.wikimedia.org
Симо Гомез, Иуда Искариот. Королевская каталонская академия изящных искусств Сан-Жорди. Источник изображения commons.wikimedia.org

В этот день, среду, за два дня до голгофских страданий, Иисус возлежал в доме Симона прокажённого:

"Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим" (Матфея 26:6-9).

А в это же самое время:

"...искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе" (Марка 14:1(б)-2).

Всё идёт к трагической развязке, но ещё не сложились все обстоятельства. Религиозные лидеры Израиля ищут, как им избавиться от Христа. Притом они отдавали себе отчёт в том, что Иисус всё ещё очень популярен в народе. Потому и опасались действовать открыто, боялись, что народ может возмутиться от того, что они возложат руки свои на Христа, потому и не «…в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе». В дальнейшем мы увидим, удался ли их замысел или дело пошло как-то иначе.

Им нужна была помощь. И вот нашёлся некто, кто вызвался посодействовать – Иуда Искариот.

Но почему?

Вернёмся в дом Симона прокажённого. Женщина (Мария) помазала Христа Господа драгоценным миром*, которое стоило не менее трёхсот динариев, а это, на секундочку, годовая зарплата обычного человека. Немало! Потому и возникли возражения, причём так отреагировало несколько учеников (Мк. 14:4; Мф. 26:8). Но Иоанн Богослов особо выделяет Иуду Искариота:

«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Иоанна 12:4,5).

Откуда такое попечение о нищих, от благородства сердца и души? Нет:

«Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Иоанна 12:6).

Ясно, что чем больший денежный поток проходит через нечистые руки, тем большая сумма «прилипнет» к этим рукам. Посему Иуду и очень затронула такая, на его взгляд, бессмысленная трата. Не выдержала душа «поэта», надломилась:

«И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им» (Марк 14:10).

Что же подвигло Иуду на предательство? Только лишь жажда денег, наживы? Представляется, что такая мотивация Иуды Искариота не является корневой, причина его поступка несколько глубже.

Подумаем над этим.

Иуда был избран Самим Христом. Он уже долгое время был рядом с Господом, видел укрощение бури Спасителем (Мк. 4:37-41), был в лодке, когда Иисус шёл по воде (Мф. 14:23-34), стал свидетелем воскресения Лазаря (Ин. 11:11-15;41-44), стал соучастником чуда насыщения пятью хлебами пяти тысяч (Мк. 6:35-44). И не только это, но и гораздо более. Иуда, как и другие апостолы, получил от Христа силу и власть творить чудеса (Мф. 10:1). И они, Иуда в том числе, воспользовались этим даром на практике (Лк. 10:17-20).

Мог ли человек, не только видевший чудеса Иисуса, но и ставший причастником этой Божественной благодати, всего лишь ради звонкой монеты, пойти на предательство Сына Божьего? Учитель укрощал бурю, не укротит ли Он также и Иуду в мгновение ока?

На что рассчитывал посмевший пойти на предательство?

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Матфея 26:14-16).

Если главным мотивом были деньги, то почему Иуда не торгуется? В сложившихся обстоятельствах мог бы и гораздо более запросить. Тридцать сребренников (это сто двадцать динариев) тоже сумма не копеечная, но для первосвященников и книжников это решение проблемы Христа практически даром. Достаточно вспомнить, какие сверхприбыли они извлекали на храмовой торговле.

Может быть дело в том, что у Иуды случилось некоторое «помешательство», одержимость?

«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Луки 22:3).

Но как мы знаем, одержимость не случается сразу и вдруг. Этому всегда предшествует что-то, какая-то жизненная позиция, неверный путь. Да и сам Иуда, раскаявшись, будет говорить только о себе, а не «бес попутал» (Мф. 27:4).

Если же на секунду отвлечься от Иуды и посмотреть на других апостолов, то многое для нас станет проясняться.

Один из апостолов, Симон Зилот** (Кананит), был сторонником вооружённой борьбы с римлянами (Лк. 6:15). Когда Иисус впервые открыл апостолам истину о Своих грядущих страданиях, то Пётр прямо возразил на это (Мф. 16:21-23). Другие апостолы, братья Иаков и Иоанн, намеривались сесть по правую и левую руку от Христа в Царствии Его (Мк. 10:35-37; Мф. 20:20-21). Прочие же апостолы вознегодовали на них (Мф. 20:24), рассчитывая, видимо, на то, чтобы самим занять эти места. Причём все они рассчитывали на скорейшее развитие мессианских событий (Лк. 19:11). Те же братья имели весьма резкое отношение к противникам Иисуса (Лк. 9:51-56). А на последней вечере у апостолов, которые в большинстве своём были рыбаками, нашлись и два меча (Лк. 22:38), причём Пётр вскоре пустил один из них в дело (Ин. 18:10). Складывается впечатление, что апостолы были ребятами весьма решительными. И это как минимум! Большинство из них, а скорее всего и все они, были сторонниками свержения римлян и установления земного царства Христа. Весьма трудно было и апостолам Христовым преодолеть этот соблазн! Что уж тут и о нас, грешных, говорить.

Вот и Иуда, видимо, питал такие же надежды.

Не потому ли он был вне особых подозрений, когда Господь засвидетельствовал:

«Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Иоанна 13:21).

Более того, Иисус даже прямо указал на Иуду:

«Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Иоанна 13:26).

Почему же тогда апостолы не пресекли действия Искариота?

Это трудный вопрос. Рискнём предположить, что у всех них были общие устремления. Не в плане предательства, а в ожиданиях земного царства Христа. Просто Иуда не выделялся на их фоне, а может даже был и наиболее заметным в чаяниях царства земного.

Но почему и Сам Иисус его не останавливает?

На это проще ответить. Не препятствует Иуде также как и нам, когда мы собираемся совершить плохой поступок. К совести, к гласу разума Господь обращается, но не властвует над нашей свободой, а желает, чтобы мы сами, по доброй воле следовали за Ним.

Так вот. Апостолы со Христом в Иерусалиме. Город переполнен паломниками, Иисуса встречают как Царя Израилева, народ жаждет освобождения, все обстоятельства благоприятствуют решительным действиям. Но Учитель медлит, как им (а Иуде в особенности) могло показаться. Время уходит. После праздника Пасхи уже не станет такого скопления народа, инициатива будет упущена. А что если подтолкнуть Христа к «правильным» действиям? Дело то «благое». А учитывая Его неземные силу и власть, успех дела практически гарантирован!

Иуда идёт к первосвященникам, предлагает им свои «услуги», а потом, в решительный момент, Иисус явит силу Свою и всё пойдёт «как надо». Укрощал же Господь бурю, что же Ему смогут противопоставить человеки? А вот и текст Евангелия от Иоанна:

«Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Иоанна 18:3-6).

Вроде бы всё «как надо», но нет.

Видимо, в этом и состоял замысел Иуды, но утверждать наверняка не возможно.

Да, деньги Искариот любил и уважал, но потому и не торговался, ибо видел в воображении своём совсем другие суммы и должности. Кому как не ему, проявившему такую инициативу, смекалку, смелость быть первым министром в новом правительстве. И главное, разве мог он допустить мысль, что предаёт Господа? Нет конечно, хотя Иисус прямо говорил, что «один из вас предаст Меня». Но Искариот оказался глух к такому вразумлению, оставаясь верным своему собственному пути.

«Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:27(б)).

Источник изображения catholic-daily-reflections.com
Источник изображения catholic-daily-reflections.com

Он и сделал. Другие же апостолы остались со Христом, не зная о замыслах предателя.

Особо необходимо обратить внимание на раскаяние Иуды Искариота.

«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Матфея 27:3-5).

Что-то слишком быстро раскаивается любитель звонкой монеты. Хотя не станем отрицать, что Иуда монету любил, иначе не воровал бы из ящика (Ин. 12:6). Но здесь перевешивает что-то иное. Посмотрим на употреблённое здесь слово «раскаявшись». Это слово совсем не то, что «покаявшись». Покаяние («μετάνοια», «метанойа») есть изменение ума и убеждений, исправление жизненного пути. Покаялся Пётр, после того как трижды отрёкся от Христа. Но здесь иначе. Это слово («μεταμέλλομαι», «метамеломай») означает сожаление, но не привычное нам покаяние. Иуда сожалеет, не кается, не исправляется. Может он сожалеет о том, что всё пошло «не так»? Возможно.

Далее необходимо посмотреть на «…бросив сребренники в храме». Есть два слова, означающие храм:

  • «ἱερόν», «иерон», что означает весь храм, храмовый комплекс;
  • «ναός», «наóс», само святилище, «место обитания Бога».

Здесь примечательно то, что Иуда не просто бросил деньги в храме ("иерон"), а наиболее точно следовало бы перевести "бросивший в святилище" ("нао́с"). Здесь именно это слово - "нао́с", святилище и винительный падеж.

Выходит, что Иуда не просто отказывается от денег, а презрительно бросает их в святилище, как бы "в лицо Богу".

Страшная картина богоборчества. Иуда как бы говорит Богу своим поступком, что его не устраивает такой Бог, такой Христос Спаситель, он отказывается от Божьего, от Света и идёт во тьму и мрак, в смерть.

"И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился" (От Матфея 27:5).

Страшный урок для всех нас.

В Иуде Искариоте как бы сконцентрировалась вся трагедия отвержения Спасителя Израилем и Иерусалимом.

Но мы также любим "давать советы" Господу: каким именно образом Он должен нас благословлять, как оберегать от болезней, бед, несчастий. Советуем Ему, чтобы Он давал нам финансовое благополучие. А если Господь не пошлёт всё, горячо нам любимое и желаемое? Вот что тогда? Бросим в лицо Ему презренные сребрянники?

В такую тьму может привести такое отношение к Создателю.

Прочие же одиннадцать апостолов покаялись, изменились, приняли волю Христову. Примем ли мы? Или неуклонно будем настаивать на исполнении своих фантазий?

Продолжение следует...

(Написанное выше не является "истиной в последней инстанции", а всего лишь мнение автора, возможно и ошибочное)

Примечания

*Миро - особенный состав из благовонных веществ для священного помазания.

**Зилоты - самое радикальное политическое направление среди иудеев. У Зилотов было очень сильно выражено национально-патриотическое чувство.

Читайте также:

Было ли легко Христу...

Искушения. План Б.

Зачем тебе Причастие?