В Минусинском городском суде более полугода идет процесс над уроженцем села Шира (Хакасия) Романом Алиферовым (он же Казак). Мужчина обвиняется в избиении геолога Александра, занимавшегося разработкой золотоносных участков.
Если чуть пристальнее поинтересоваться темой хакасского золота, то почти везде есть криминальная составляющая. Чисто заниматься добычей презренного металла возможно лишь, если это какая-то крупная промышленная компания или большая артель. Мелкие артели — это сплошь и рядом нарушение экологического законодательства, криминальные личности и полукриминальные адвокаты. Но и там, и там, крутятся большие деньги. И ради них люди совершают аморальные поступки, предают друзей, а порой идут на преступления.
Геолог Саша
В Минусинском городском суде 7 месяцев идет уголовный процесс в отношении жителя Шира. Обвиняют его в вымогательстве средств у минусинского геолога.
Столкнула судьба геолога Александра вместе с Романом Алиферовым-Казаком летом 2019 года. Чуть раньше, весной, геолог сделал карты для минусинского ООО «СпецТехСервис». Еще одна золотодобывающая артель, чей юридический адрес находится в Минусинске, а недра терзают сплошь хакасские.
Геологические карты нужны были для получения лицензии на поиск россыпного золота в Ширинском районе. После того как карты были сделаны, заявка ушла в Хакаснедра. Однако лицензию ООО «СТС» не получило.
«Директор посчитал, что это я виноват. Решил, что я буду крайним», - пояснял редакции 19rusinfo.ru геолог.
К слову, мужчина наотрез отказался фотографироваться. Чего-то все еще боится.
25 тысяч, которые были заплачены за карты, Александр вернул директору фирмы. Но тому, по всей видимости, этого показалось мало.
Летним днем в Минусинске, во дворе, где располагался офис той самой компании «СТС», к Александру подошел Алиферов-Казак. Напал, выбил зубы, нанес, согласно фабуле следствия, «не менее 16 ударов ногами по голове и телу». Залез на автомобиль, попрыгал от души на «БМВ». Угрожал геологу, что «все равно его найдет», требовал 360 тысяч рублей.
Позже, уже осенью того же года, Алиферов как минимум три раз приезжал к незадачливому «терпиле» домой, пинал двери, стучал в ставни.
Дело расследовалось долго, экспертизу по побоям делали несколько раз — то участковый уйдет в отпуск, то следователь сменится. Но в итоге все же дотянули до суда. Учитывая, что занималось следствие полиции, а не следственного комитета, уже неплохо. Могла бы, в духе хакасских коллег из МВД просто спустить все на тормозах.
Инкриминируют Алиферову ч. 2 ст. 163 УК РФ («Вымогательство с применением насилия»).
Подсудимый не находится ни под домашним арестом, ни в СИЗО, хотя регулярно звонит свидетелям инцидента — видимо, понимает, к чему дело идет. Статья за вымогательство все-таки считается тяжкой, хотя и частенько в суде судьи переквалифицируют ее на самоуправство.
Защищает Алиферова-Казака небезызвестный адвокат Олег Лыткин. «Где золото — там я!» Лыткин и не такие дела разваливал. Бьют его, правда, бывает. Но это издержки трудной, героической и самоотверженной работы адвоката во имя клиентского блага и своего кошелька.
Борода в штанах
Роман Алиферов засветился не только в Минусинске. Ранее в Ширинском районе его безуспешно пытались привлечь к уголовной ответственности друзья — местная семья.
О конфликте редакции 19rusinfo.ru рассказал супруга друга Алиферова, теперь уже бывшего.
Был период, когда Ромка Казак, еще не сменивший фамилию на Алиферов, жил у друзей постоянно, дружили много лет. Глава семейства настоял, мол, другу идти некуда.
Но после 10 лет отношения разладились, Алиферову указали на дверь.
С тех пор, по заверению женщины, Алиферов регулярно устраивал им «веселую жизнь». Особенно тогда, когда глава семейства уезжал на вахту, супруга оставалась одна с двумя дочками. Бывший друг мочился на автомобиль, прямо в присутствии женщины, плевал в нее.
«У меня вся куртка была в харчках», - рассказала 19rusinfo.ru супруга бывшего друга Казака-Алиферова.
Машине тоже досталось — бывший друг семьи швырял в нее камнями.
Обращения в полицию ничего не давали. А в сентябре 2019 года, то есть уже после минусинского инцидента, Алиферов с другом, который был на «Тойоте Ленд Круизере», подъехал к школе, откуда супруга бывшего друга забирала старшую дочь. Младшая при этом сидела в автомобиле. Девочке тогда было 5 лет.
Автомобиль женщины заблокировали «крузаком», выехать она не могла. Оставалось только наблюдать, как к машине подходит Алиферов.
Со слов женщины, в ее адрес вновь посыпались угрозы, нападавшие пытались выломать заблокированные дверцы, мало того, Алиферов расстегнул ширинку. А дочка, сидящая на заднем сиденье, закричала:
«Мама, там Ромка Казак, у него большая страшная борода в штанах!»
После акта устрашения компания уехала. Трясущимися руками женщина вызвала полицию.
В ходе разбирательств Алиферов заявил, что в тот день его в Хакасии не было. Потом, когда делом занялся следственный комитет, и вовсе отказался говорить, сославшись на 51-ю статью. СК забрал себе дело потому, что существовала вероятность, что девочка видела нечто большее, чем полагается ее возрасту. А это уже тяжкое преступление, это не просто окна бить и камни в машину швырять.
И тут вдруг в деле появился адвокат всех униженных и оскорбленных золотодобытчиков Олег Лыткин.
«Первый раз вижу такого хамоватого адвоката. Он же должен быть адекватным», - говорит мать девочки.
Им обеим, конечно, досталось.
«Следователи орали на ребенка: «Сядь правильно!» Нас возили на экспертизу в Ачинск. Говорили, что не могу найти мою проданную машину, чтобы провести следственный эксперимент. Я говорю, как не можете найти, вот же она, на «Дроме» снова продается», - те дни женщина вспоминает без удовольствия.
Дело стало разваливаться на глаза. А после кучи проведенных экспертиз следователи пришли к выводу: педофилического расстройства у Алиферова нет. Девочка склонна к внушению. А весь конфликт произошел из-за того, что глава семейства остался Алиферову должен долю в артели и миллион рублей.
Дело прекратили, за Алиферовым-Казаком признано право на реабилитацию.
Комментировать в СК что-либо отказались, говорят, на сто раз уже все проверили-перепроверили.
Наверняка у Алиферова действительно нет каких-либо отклонений в части тяги к детям. Однако это же не говорит о том, что он не совершал других выходок. Если он считает, что ему должны какие-то деньги, что в случае с геологом, что в случае с семьей бывшего друга, может, лучше было бы решать все более цивилизованным способом, через суд. Точно так же мог бы заручиться поддержкой все того же Лыткина — у него многие дела, касающиеся золота, получается неплохо выигрывать. Вопрос только, какой ценой.
Связаться с Алиферовым-Казаком не получилось — на телефонный звонок редакции 19rusinfo.ru он так и не ответил.
Шерше ля фам и адвоката
Что касается Олега Лыткина, то о его работе редакция 19rusinfo.ru наслышана. Например, знаем, как в суде разваливается дело, возбужденное в отношении Магомедова, экс-директора ООО "Минеральные ископаемые ресурсы", интересы которого представляет все тот же адвокат.
Кстати, данное ООО зарегистрировано в селе Сон Ширинского района (поговорим в отдельном материале). Года два назад глава района Сергей Зайцев был очень удивлен, когда узнал, что на его земле есть такое предприятие. Ибо налогов в казну муниципального образования данная контора не платила от слова совсем. А золото - добывала. Правда, в Таштыпском районе. Такая вот фирма-фантом.
Или о том, как Лыткин представлял и продолжает представлять интересы бывшего заместителя министра природы Хакасии Екатерины Герасимовой. В 2015 году она еще числились в составе правительства Хакасии, а потом подалась на вольные хлеба - организовала свою фирму, где обещала решать золотарям их проблемы. И решала! Не без помощи все того же Лыткина. Только так, что "решалу" в итоге ее деятельность довела до уголовки. В отношении Герасимовой возбуждено дело по ст. "Мошенничество". Причем по тяжелой четвертой части.
Именно с конфликтом Герасимовой и другого золотодобытчика Владимира Меленберга связывают нападение на Олега Лыткина в июне прошлого года возле офиса банка в Абакане.
Меленберг так ярко заявил о себе в определённых кругах, что кто-то сделал звонок "куда следует" - и его приняли с полной "Газелью" паленого спирта, осудили на год строгого режима. По словам источника 19rusinfo.ru, бутлегер-золотарь "не вылезает из штрафного изолятора", его разрабатывают на причастность к нападению на все того же Лыткина. А причина, по которой Меленберг (возможно) нанял не обремененных умом красноярских боксеров для избиения адвоката, все та же - неподеленный участок с залежами презренного металла в Таштыпском районе.