Найти тему
Лариса Веревкина

Бабушка и воспитание детей

Внучке тут три года. Или два?
Внучке тут три года. Или два?

Самая сложная тема! 

Потому что отношение к этому процессу  в обществе несколько раз радикально  поменялось за последние 30-40 лет.

Бабушка растила детей в довоенное и послевоенное время. Тогда самое главное в воспитании было – как можно раньше научить детей делать всю взрослую работу.

Воспитывали , в первую очередь, помощников в семье.

Бабушка, как мать пятерых сыновей, считала, что главное в воспитании – научить мальчиков делать всю мужскую работу.

Колоть дрова, запрягать лошадей, копать картошку, чинить сбрую, косить траву, резать скотину…

Девочек у нее не было ( Бог не дал, как она говорила)-но сама бабушка с пяти лет училась вязать носки . А с шести лет – пряла шерсть, вязала и ткала половички и полотенца на самодельном станке ( отец ее, дед Евсей, сам сделал).

Для  крестьянской девочки подготовка приданого начиналась именно в этом возрасте, чтобы лет за 10 успеть наткать, навязать, навышивать скатертей, подушек, перин,полотенец и т п .

Бабушка была работящая невеста, и замуж вышла не рано, а даже поздно, по крестьянским меркам- в 18 лет; поэтому сундук с приданым  у нее был очень тяжелый.

Ценность этого сундука подтверждается семейным преданием. В 1914 году в Кинель-Черкассах был очень сильный пожар. Тогда выгорело пол-улицы.

Бабушкин дом не сгорел, уберегли- вся семья поливала его водой , чтобы не загорелся.

Но перед этим 15-летняя бабушка успела в одиночку оттащить свой сундук с приданым подальше, на огород – чтобы не сгорел.

Самое дороге спрятала!

Потом этот сундук обратно в избу еле-еле занесли четыре мужика: такой он был тяжелый!!

Вот что значит русская баба в состоянии шока!

Где тут конь и где горящая изба??

Так вот, о воспитании детей: бабушка с иронией относилась к нашим педагогическим ухищрениям. 

К педагогической литературе моей мамы относилась скептически. (Вообще, как человек неграмотный, к книгам она относилась с недоверием).

«Это чой-то? Книжки про то, как детей воспитывать? А чо их воспитывать? Корми да обстирывай, они сами вырастут. У меня вон, ни одного плохого сына нет – все здоровые да воспитанные»,- комментировала бабушка. 

Крыть было нечем: все ее невестки с двумя детьми на  каждую семью, никак не попадали в ее пятидетный опыт.

Как говорится, «нерепрезентативная выборка».

Поэтому   попытки «педагогического подхода» сначала наших мам, а потом и нас, внуков, к воспитанию собственных детей вызывали у нее усмешку.

Бабушка пыталась внедрить свои принципы воспитания в меня: пыталась   научить вязать носки  лет в 10. Мне тогда не понравился этот процесс- спицы тонкие, шерсть колючая … 

( Зато, благодаря этим урокам,  лет в 17 я умело взяла в руки спицы, и обвязывала модными кофтами себя и подруг – спасибо, бабушка!)

Прясть  шерсть ( на прялке), и ткать  я так и не научилась, хотя бабушка много раз пыталась меня к этому приучить.

«Как же ты жить-то будешь?»-горевала она.

То, что казалось важным для бабушки – не пригодилось мне в жизни. Ну, кроме вязания.

Зато она считала совершенно необязательным умение читать, анализировать и сопоставлять информацию – то, что оказалось нужным и важным для меня.

Она вообще считала в глубине души, что учеба в институтах не больно – то и нужна. Вполне достаточно уметь читать и считать, чтобы тебя не обманули на рынке.

Дед мыслил шире, и оттого дал всем сыновьям высшее образование.

Хотя «дал» - громко сказано.

Он просто не препятствовал отьездам сыновей в город, на учебу. И помогал им выжить там продуктовыми посылками.

Всего остального сыновья добивались сами.

Глядя на то, как мы, ее внуки, растили своих детей, она усмехалась: «РОдите одного, и нянькаететсь с ним! А ты роди  их хучь  пятОк, тогда и баловать некогда будет!».

В логике не откажешь- чем больше детей, тем легче они коммуницируют с любым коллективом. Опять же, ни за кем из них не надо бегать, чтобы засунуть в них ложку каши ( как делала со мной моя мама- я всегда плохо ела).

Бабушка вообще вот этого не понимала:  как это может быть проблемой-ребенок плохо ест! 

- Ну, пусть не ест,- резонно возражала бабушка. – Набегается- придет.

Крестьянский подход бабушки к воспитанию выдержал проверку временем.

Все ее сыновья выросли очень трудолюбивыми и умными людьми.

 Сами доросли до  руководителей – кто заводов, кто управлений,  а кто – животноводческих комплексов.

Все создали крепкие семьи. Но каждый родил только по 2 ребенка.

Процесс роста внуков бабушка комментировала по своему. Меня, например, она ругала за то, что много читаю: бесполезное, на ее взгляд , занятие.

Полезное – это работа руками, и создание нужных в хозяйстве вещей:  например, носков или  блинов.

Еще было полезно поливать огурцы, или пропалывать грядки. Провожать в пять утра  корову в стадо,  и доить ее вечером. В крайнем случае- можно было прогуляться в лес, но с конкретной задачей – за грибами. Или за орехами. 

Если пошел на речку купаться- не ленись, возьми с собой удочку и ведерко: заодно и рыбку наловишь.

Короче, любой движ предполагал непременный полезный для семьи результат.

Бабушкин  подход к воспитанию детей не совсем совпадал с подходами наших родителей. 

Прогулки и поездки на отдых она воспринимала как баловство- ну какая от этого польза?

Единственное, чему я смогла  научиться у нее добровольно- это печь блины.

Она пекла их буквально из ничего – мука и вода. Ну, соль еще.

И это было ТАААК вкусно!!!

 Мои же  успехи на ниве кулинарии она оценивала так: «На молоке и с яйцом  -  любой дурак  сделает. А ты вот на воде  сделай, да чтоб вкусно было!»

Бабушка,  я так и не смогла! 

#история рода #бабушка и я