Самая сложная тема!
Потому что отношение к этому процессу в обществе несколько раз радикально поменялось за последние 30-40 лет.
Бабушка растила детей в довоенное и послевоенное время. Тогда самое главное в воспитании было – как можно раньше научить детей делать всю взрослую работу.
Воспитывали , в первую очередь, помощников в семье.
Бабушка, как мать пятерых сыновей, считала, что главное в воспитании – научить мальчиков делать всю мужскую работу.
Колоть дрова, запрягать лошадей, копать картошку, чинить сбрую, косить траву, резать скотину…
Девочек у нее не было ( Бог не дал, как она говорила)-но сама бабушка с пяти лет училась вязать носки . А с шести лет – пряла шерсть, вязала и ткала половички и полотенца на самодельном станке ( отец ее, дед Евсей, сам сделал).
Для крестьянской девочки подготовка приданого начиналась именно в этом возрасте, чтобы лет за 10 успеть наткать, навязать, навышивать скатертей, подушек, перин,полотенец и т п .
Бабушка была работящая невеста, и замуж вышла не рано, а даже поздно, по крестьянским меркам- в 18 лет; поэтому сундук с приданым у нее был очень тяжелый.
Ценность этого сундука подтверждается семейным преданием. В 1914 году в Кинель-Черкассах был очень сильный пожар. Тогда выгорело пол-улицы.
Бабушкин дом не сгорел, уберегли- вся семья поливала его водой , чтобы не загорелся.
Но перед этим 15-летняя бабушка успела в одиночку оттащить свой сундук с приданым подальше, на огород – чтобы не сгорел.
Самое дороге спрятала!
Потом этот сундук обратно в избу еле-еле занесли четыре мужика: такой он был тяжелый!!
Вот что значит русская баба в состоянии шока!
Где тут конь и где горящая изба??
Так вот, о воспитании детей: бабушка с иронией относилась к нашим педагогическим ухищрениям.
К педагогической литературе моей мамы относилась скептически. (Вообще, как человек неграмотный, к книгам она относилась с недоверием).
«Это чой-то? Книжки про то, как детей воспитывать? А чо их воспитывать? Корми да обстирывай, они сами вырастут. У меня вон, ни одного плохого сына нет – все здоровые да воспитанные»,- комментировала бабушка.
Крыть было нечем: все ее невестки с двумя детьми на каждую семью, никак не попадали в ее пятидетный опыт.
Как говорится, «нерепрезентативная выборка».
Поэтому попытки «педагогического подхода» сначала наших мам, а потом и нас, внуков, к воспитанию собственных детей вызывали у нее усмешку.
Бабушка пыталась внедрить свои принципы воспитания в меня: пыталась научить вязать носки лет в 10. Мне тогда не понравился этот процесс- спицы тонкие, шерсть колючая …
( Зато, благодаря этим урокам, лет в 17 я умело взяла в руки спицы, и обвязывала модными кофтами себя и подруг – спасибо, бабушка!)
Прясть шерсть ( на прялке), и ткать я так и не научилась, хотя бабушка много раз пыталась меня к этому приучить.
«Как же ты жить-то будешь?»-горевала она.
То, что казалось важным для бабушки – не пригодилось мне в жизни. Ну, кроме вязания.
Зато она считала совершенно необязательным умение читать, анализировать и сопоставлять информацию – то, что оказалось нужным и важным для меня.
Она вообще считала в глубине души, что учеба в институтах не больно – то и нужна. Вполне достаточно уметь читать и считать, чтобы тебя не обманули на рынке.
Дед мыслил шире, и оттого дал всем сыновьям высшее образование.
Хотя «дал» - громко сказано.
Он просто не препятствовал отьездам сыновей в город, на учебу. И помогал им выжить там продуктовыми посылками.
Всего остального сыновья добивались сами.
Глядя на то, как мы, ее внуки, растили своих детей, она усмехалась: «РОдите одного, и нянькаететсь с ним! А ты роди их хучь пятОк, тогда и баловать некогда будет!».
В логике не откажешь- чем больше детей, тем легче они коммуницируют с любым коллективом. Опять же, ни за кем из них не надо бегать, чтобы засунуть в них ложку каши ( как делала со мной моя мама- я всегда плохо ела).
Бабушка вообще вот этого не понимала: как это может быть проблемой-ребенок плохо ест!
- Ну, пусть не ест,- резонно возражала бабушка. – Набегается- придет.
Крестьянский подход бабушки к воспитанию выдержал проверку временем.
Все ее сыновья выросли очень трудолюбивыми и умными людьми.
Сами доросли до руководителей – кто заводов, кто управлений, а кто – животноводческих комплексов.
Все создали крепкие семьи. Но каждый родил только по 2 ребенка.
Процесс роста внуков бабушка комментировала по своему. Меня, например, она ругала за то, что много читаю: бесполезное, на ее взгляд , занятие.
Полезное – это работа руками, и создание нужных в хозяйстве вещей: например, носков или блинов.
Еще было полезно поливать огурцы, или пропалывать грядки. Провожать в пять утра корову в стадо, и доить ее вечером. В крайнем случае- можно было прогуляться в лес, но с конкретной задачей – за грибами. Или за орехами.
Если пошел на речку купаться- не ленись, возьми с собой удочку и ведерко: заодно и рыбку наловишь.
Короче, любой движ предполагал непременный полезный для семьи результат.
Бабушкин подход к воспитанию детей не совсем совпадал с подходами наших родителей.
Прогулки и поездки на отдых она воспринимала как баловство- ну какая от этого польза?
Единственное, чему я смогла научиться у нее добровольно- это печь блины.
Она пекла их буквально из ничего – мука и вода. Ну, соль еще.
И это было ТАААК вкусно!!!
Мои же успехи на ниве кулинарии она оценивала так: «На молоке и с яйцом - любой дурак сделает. А ты вот на воде сделай, да чтоб вкусно было!»
Бабушка, я так и не смогла!
#история рода #бабушка и я