Найти тему

Когда стоит остановиться?

Оглавление
Источник: kinopoisk.ru.
Источник: kinopoisk.ru.

Именно под таким заглавием выйдет статья о любимых мною "Сверхах", и если вдуматься, не только о них. Вспомните, когда вы в последний раз испытывали при просмотре чувство, что некогда крутой сериал (или киносериал) скатился? Чем было обусловлено это чувство? Я попробую дать свой ответ на этот вопрос и соотнести свои изыскания с мнением подавляющего числа рецензентов с КиноПоиска.

В статье я рассмотрю феномен культового сериала про "семейный бизнес" по уничтожению монстров и призову в помощь другие столь же долгоиграющие проекты.

Меня зовут Михаил, это канал КиноЛит. Здесь я публикую свои короткие и не очень рецензии на фильмы-книги-экранизации, субъективно-объективные ТОПы, жанровые и авторские подборки, эссе, а также собственные эквиритмические переводы песен из кино и мюзиклов.
Буду рад видеть каждого на канале и в комментариях :)

ОГЛЯНЕМСЯ НАЗАД

Источник: кадр из сериала "Сверхъестественное" (2005-2020)
Источник: кадр из сериала "Сверхъестественное" (2005-2020)

Первое, что приходит в голову, — продолжительность сериала. И дело отнюдь не в банальном количестве сезонов, а в том, какой багаж лора они тащат за собой; такой, что от холёной некогда Импалы на 13 сезоне остался бы только номерной знак и тающий в воздухе со звуком сдувающегося шарика святой дух.

"Лор" — это история вселенной фандома или история, как-то связанная со вселенной фандома. Обозначение «лор» пошло от английского слова «lore», что в этом контексте означает - знание, предание. Изначально понятие пришло из гейм-индустрии и описывало совокупность механизмов работы выдуманного мира игры. Во многом это определение перекочевало и в прочие виды фандома и приобрело закономерное лексическое расширение в связи с повышением частоты употребления.
(с) Словарик начинающего КиноЛитчика feat. www.google.com

В общем, что я хочу сказать. Далеко не всегда продолжительность сериала прямо пропорцианальна грузу лора, который он тащит за собой. Например, одной из причин успеха культового "Доктора Кто" (такого, что сериал до сих пор не сходит с экранов) является фактическое отсутствие каких-либо ограничений, кроме трёх основных, предохранявших всё это время шоу от скатывания в пошлость:

  • никаких чересчур сложных фантастических декораций;
  • никаких жукоглазых пришельцев (на главных ролях);
  • никаких роботов (на главных ролях).

Также шоу продолжается благодаря возможности Доктора регенерировать с внешностью любого другого именитого актёра, но это другая история.

"Доктор Кто" — пример того, как весь пройденный путь не висит на героях мёртвым грузом, а открывает дверь в пространство безграничных возможностей. "Сверхи" таким похвастаться не могут, хотя отчаянно пытаются, а после путаются в своей же мифологии. Так, возвращение на серию-две тех же моффатовских Плачущих ангелов оказывается каждый раз для фанатов "Доктора Кто" приятным подарком, а возвращение в начале 15 сезона всех когда-либо убитых братьями монстров оказалось... просто пшиком. Там, где "Доктор" открывает новые грани возможного, "Сверхи" ходят по минному полю. Понимаете, о чём я говорю?

Я бы это сформулировал так — где-то к середине пути "Супернатуралы" стали перманентно должны своим фанатам, стараясь всё больше и больше им угодить. А почему так произошло? Новые создатели шоу просто-напросто не знали, что делать с доставшимся им в целом законченным и великим наследием. А всего-то и было нужно, что сбросить с себя груз лишнего лора (любым способом) и рассказать новую, не менее великую историю.

Так, Марвел в проектах новой фазы с переменным успехом удаётся это делать (тот же "Лунный рыцарь" прекрасное тому подтверждение), и делают они это через введение новых центральных персонажей и новых историй некоторых ещё недостаточно старых центральных персонажей, имея сложившийся мир киновселенной в качестве ровного плацдарма. У "Сверхов" такие моменты тоже были (о них позже), но в основной массе они старались катить сизифов камень, имея за плечами в рюкзаке ещё один ровно такой же.

-4

Как другие режиссёры рассказывали фанфик по истории Крипке

Кадр со съёмок 8 сезона сериала "Сверхъестественное" (2005-2020).
Кадр со съёмок 8 сезона сериала "Сверхъестественное" (2005-2020).

Для себя я могу разделить сериал "Сверхъестественное" на 4 части:

  • канон (1-3 сезоны — основа; 4-5 сезоны — расширение и завершение);
  • такое себе межсезонье (6-7 сезоны);
  • попытка взять себя в руки (8-11 сезоны);
  • перезагрузка и... агония (12 сезон — начали за здравие, 13-15 сезоны — кончили за упокой).

И начал смотреть я, как всегда, с худшего; 13 сезон, здравствуй.

Ну, а что? — там был кроссовер со Скуби-Ду!

(а зацените-ка мой ТОП мультсериалов детства, я там многое сказал о своей любви к этому псу и его команде в фургоне)

Пока ждал выхода новых серий, я смотрел первые сезоны шоу, и тем разительнее чувствовал контраст между происходившим и происходящим. Каким-то таким образом я дотянул и до финала.

Такова моя история знакомства со "Сверхами", но речь сейчас не об этом.

Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что моё деление сериала на части полностью совпадает с тем, как менялись его шоураннеры!

Итак, давайте вкратце разберём всё по полочкам.

Канон

Те сезоны, которые любят поголовно все фанаты "Сверхов". Их создатель, Эрик Крипке, работает сейчас над сериалом "Пацаны", вы могли слышать. Кстати, Дженсен Эклз, исполнитель роли Дина Винчестера, сейчас также вписался в этот проект; он исполняет роль Солдатика, самого первого супера. Ах-да, я отвлёкся.

Причина, по которой фанаты любят с первого по пятый сезоны, — эти сезоны заложили базис истории, подарили нам любимейших персонажей (пусть некоторых изначально и на эпизодических ролях) и являются самыми проработанными, пожалуй, за всю долгую историю сериала. А ещё эта часть шоу не просто не путается в своём лоре, но и является закономерно и хорошо законченной (несмотря на оставленный по прихоти канала клиффхенгер).

Клиффхенгер — "крючок", которым зрителя или читателя цепляют и побуждают к дальнейшему просмотру или прочтению авторы произведения; интригующая незавершённость.
(с) Словарик начинающего КиноЛитчика

Говоря о прихотях канала, то без них мы бы могли и не увидеть первый (каноничный) апокалипсис, ведь Эрик Крипке изначально планировал ограничиться тремя сезонами. Когда канал сказал, что так тут дела не делаются, он согласился ещё на два сезона (тем более, что ему было, что ещё рассказать) с условием, что от него теперь точно отстанут. В итоге, Крипке остался консультантом при сериале, чтобы уж совсем не забрасывать своё детище.

Кадр со съёмок сериала "Сверхъестественное" (2005-2020).
Кадр со съёмок сериала "Сверхъестественное" (2005-2020).

Стоит отметить ещё раз отдельно, что пятый сезон действительно является заключительным для сериала. Брать выше было просто некуда (в здоровом рассудке, конечно); апокалипсис — это конец; планы ангелов и демонов на братьев — самый пик той важности, которую можно было дать Сэму и Дину. По большому счёту, в этом моменте Крипке просто развил закладываемые им ранее аллюзии; потому это смотрится так органично, хотя и чувствуется совершенно отдельной главой (ведь точку он планировал поставить ещё в третьем сезоне).

Но каналу, конечно же, этого было мало, потому у меня теперь и существует статья про "Сверхов" с таким названием.

Такое себе межсезонье

Насколько хорош канон Крипке, настолько сумбурными и ненужными кажутся 6 и 7 сезоны (особенно на контрасте).

Бездушный Сэм и поехавший Кас, Чистилище и левиафаны — сами по себе интресные концепты, но после, на секудочку, апокалипсиса, были вообще не в строчку. Да и сочетание их было, прямо скажем, странным. Даже сказать практически больше нечего.

Настоящее украшение этих сезонов — Кроули. Ну, посмотрите на него. Кто бы мог подумать, что эпизодический демон перекрёстка задержится в сериале так надолго? Да и Кастиэль тоже; пусть его развитие и пошло какой-то весьма особой (хотя в чём-то и закономерной) дорогой, но благодаря этим сезонам ангел продолжил свой путь. А ещё Кевин Трен, новый пророк, тоже ничего.

А так это фанфик средней руки, оказавшийся официальным продолжением оригинала. Не сказать, чтобы он прям как-то особо развивал заложенное изначально, лишь работал на побочное расширение вселенной, пусть и странными методами; однако после этих сезонов всё равно остаётся ощущение, что сериал потоптался на месте (и на наследии Крипке?).

Кадр со съёмок сериала "Сверхъестественное" (2005-2020).
Кадр со съёмок сериала "Сверхъестественное" (2005-2020).

Шоураннером этих сезонов была Сера Гэмбл, одна из продюссеров и сценаристов сериала. Как таковой сюжетной линии она в шоу не привнесла, просто рассказала про последствия апокалипсиса, вакуум власти у ангелов и демонов, сражения с монстрами... По большому счёту, она развила то, что не нуждалось в развитии, вот и всё (краски она тоже продолжила сгущать, и как по мне, не выдержала баланс). Про такое развитие лучше и не скажешь:

Эрик Крипке и Сера Гэмбл на панели, посвящённой сериалу "Сверхъестественное" (2005-2020).
Эрик Крипке и Сера Гэмбл на панели, посвящённой сериалу "Сверхъестественное" (2005-2020).

Это всё шутки, конечно, да и это межсезонье есть за что любить, но история без хребта работает не особо хорошо, и это поняли последователи Серы.

Попытка взять себя в руки

Каким-то образом эти сезоны смогли невероятно плавно перейти из описанной ранее околесицы во что-то более-менее удобоваримое, что можно по праву назвать второй достойной аркой сериала и вторым хорошим его завершением.

Здесь новый шоураннер, сценарист и сопродюссер сериала Джереми Карвер понял, что после стычек ангелов-демонов и апокалипсиса взять выше можно, только поближе познакомившись с самим Богом (и его сестрой Амарой). Но для этого сначала братьям нужно встретиться с новым антагонистом — Метатроном, бывшим писарем Божьим, и ненароком устроить падение ангелов. А ещё сюжет с меткой Каина (бездушный Сэм Дин на максималках)...

Возвращение старых любимых персонажей (Здравствуй, Люся), качественное подведение итогов, примирение Света и Тьмы и их уход в закат — то, что было нужно сериалу. Дальше дороги, казалось бы, нет — это вышка. Но нет. Ой нет...

Перезагрузка и... агония

Это тот самый случай, когда начали за здравие, а кончили за упокой (хотя со мной многие не согласятся).

Само по себе начинать неплохой 12 сезон после грандиозного финала 11-го было плохой идеей. Организация "Мужи письма" ранее эпизодически фигурировала в сериале, и тут ей решили уделить больше внимания. Но не ощущаются все эти человеческие разборки серьёзными, после того, как ребята подружились с Богом, нет!

Из хорошего — эти люди in the middle of 12 сезон залепили эпизод-отсылку на "Бешеных псов".

Эндрю Дабб и Роберт Сингер. Комик-Кон, Сан-Диего, 2016.
Эндрю Дабб и Роберт Сингер. Комик-Кон, Сан-Диего, 2016.

Особо хочется отметить то, как Роберт Сингер и Эндрю Дабб поработали с вернувшимся в прошлом сезоне Люцифером — его арка могла бы выдержать этот финал, но увы, она кончилась к началу 14 сезона, и не лучшим образом (появление в конце 15 сезона считаю фансервисом ради фансервиса). Спасибо создателям, мы явно заслуживали увидеть рок-версию Люцифера а-ля Элис Купер и посмотреть за изменениями его мотивации; за его аркой следить и правда интересно.

Фансервис — какое-либо решение, принятое в угоду фанатскому сообществу и зачастую не имеющее сюжетной необходимости.
(с) Словарик начинающего КиноЛитчика

А ещё в конце 11 сезона Амара в знак признательности возвращает к жизни мать Винчестеров... Тоже интересно следить за её поисками себя в современном мире.

Заканчивается 12 сезон появлением сына Люцифера, но забегая вперёд, не так страшен чёрт, как его малюют; силён, неконтролируем, но не страшен, а очень даже мил.

И как, как можно было это запороть? В 13 сезоне ты только начинаешь чуять подвох, понимая, что после знакомства с Богом братьям идти реально некуда, кроме как в параллельные миры. В 14-м ты сдержанно радуешься Михаилу в теле Дина, местом чувствуя, что даже с этим крутым ходом всё идёт куда-то не туда, а в 15-м негодуешь и мечтаешь разорвать Эндрю Дабба на клочки за то, что он и его команда сделали Чака уБОГой версией Метатрона — не вяжется с его образом это. Не вя-же-тся. Точка. Да, это действительно был единственный закономерный выход, но создатели шоу сами себя загнали в эти рамки. Сами.

Надо отдать должное, Дабб и Сингер действительно хотели сделать фанатам приятно (и моё отдельное вам с кисточкой за Скуби-Ду), но получилось всё равно слабо, особенно в сравнении с каноном — уж совсем жалкие потуги.

-17

Итоги

Концовка 1 серии 15 сезона сериала "Сверхъестественное" (2005-2020).
Концовка 1 серии 15 сезона сериала "Сверхъестественное" (2005-2020).

Итак, когда же нужно остановиться?

  1. Когда лор сериала оказывается неподъёмным грузом;
  2. Когда приходится заметать под ковёр маразм происходящего;
  3. Когда приходится переписывать персонажа только ради сюжета;
  4. Когда развивать сюжета и центральных персонажей заходит в тупик.

Кстати, явным показателем того, что в этом пункте создатели облажались, явлется то, что происходит после 12 сезона с Дином и с Сэмом (особенно с Сэмом). Если Дин — колоритный персонаж, за которым одно удовольствие наблюдать, то Сэм к этому моменту утрачивает всяческую индивидуальность. Персонажи уже достигли верхних точек своего развития, и продолжать их истории — настоящее насилие. Похожая штука произошла с Кроули; из-за этого Марк Шепард и отказался от роли в новых сезонах — он уже не понимал, кого играет. Судя по всему, создатели шоу захотели очеловечить Кроули, но совершенно не знали, что делать с ним после этого, оставив его лишь приятным фансервисом. В такие моменты персонаж начинает висеть мёртвым грузом (даже если вывозит своей харизмой). Хороший пример продолжения истории персонажа — арка Люцифера в 12-13 сезоне; это хорошая перезагрузка, как по мне, самое удачное решение, принятое Сингером и Даббом.

И что, никто так и не скажет братьям, что они как бы уже зарвались и лезут не в своё дело?

-19

А вы любите "Сверхъестественное" так, как люблю его я?
Ставьте уведомления на мой
ВК, чтобы не пропустить выход новых статей.