Найти тему
Банкфакс

Некогда успешное дорожное предприятие Бийска перешло под внешнее управление в рамках процедуры банкротства

В бийском «Дорожно-строительном управлении № 1» (ДСУ-1) по итогам процедуры наблюдения ввели внешнее управление в рамках арбитражного процесса о банкротстве. Как следует из картотеки суда, у некогда успешного, а ныне погрязшего в долгах при неоднозначных обстоятельствах предприятия есть шансы на оздоровление. Однако при принятии данного решения не были учтены требования кредиторов, которые заявили о своих претензиях еще на сотни миллионов рублей, в связи с чем положительный исход для компании может показаться менее вероятным. Положение дел в данной организации в настоящий момент вызывает дополнительный интерес по причине ранее имевшихся тесных связей со скандально известным экс-замминистра транспорта Алтайского края Валерием Никитюком, а также на фоне уголовного разбирательства в «Бирюзовой Катуни» (БК), где фирма также участвовала в подрядах при строительстве инфраструктуры.

В июле прошлого года в ОАО ДСУ-1 была введена процедура наблюдения по иску о банкротстве, которое инициировал омский индивидуальный предприниматель Роман Власенко. Поводом стали претензии на сумму 34,5 млн рублей, которые дорожная фирма задолжала ИП за аренду техники. При этом известно, что ранее обществу предъявлялись другие долги, связанные с рядом фирм Омской области, которые странным образом кочевали путем уступки требований.

В результате 31 марта на предприятии ввели процедуру внешнего управления сроком 18 месяцев. Это значит, что у него есть возможности выйти на финансовое оздоровление, чему способствуют имеющиеся активы, экономическое положение и текущая деятельность, позволяющая восстановить платежеспособность. Как следует из документов арбитража, в настоящее время в реестр требований кредиторов включено более 139 млн рублей. Среди других крупных кредиторов помимо ИП, к примеру, бийское ООО «Вэнта», которому за поставку нефтепродуктов ответчик задолжал 23,2 млн рублей, а также «Алтайкапиталбанк» - 76,2 млн рублей за кредиты на дорожную технику.

При этом за основу оценки финансового положения была взята бухгалтерская отчетность за 2020 год, по итогам которого, к примеру, от выручки в 277,9 млн рублей ДСУ-1 получило всего 236 тысяч чистой прибыли. Тогда же размер активов оценивался в 409,7 млн рублей. Более того, в подтверждение благополучных перспектив фирмы были представлены некие договоры субподряда, причем заключенные 25 марта 2022 года – буквально за неделю до принятия данного судебного решения. Речь идет о ремонте дорог федерального значения, а еще по одному, заключенному в октябре прошлого года, о строительстве. Стоимость этих работ должна составить 654,6 млн рублей, а их ориентировочная рентабельность в 20 % должна позволить получить 130 млн рублей, говорится в документе.

С какими организациями были заключены упомянутые договоры субподряда, не раскрывается. При этом известно, что «Дорожно-строительное управление № 1» в прошлом году испытывало серьезные трудности с выполнением контрактов. Как отмечал Минтранс Алтайского края, предприятие должно было выступить одним из основных исполнителей нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в Бийске в 2021 году. С ним был заключен контракт на 47,9 млн рублей по ремонту дорогу и тротуаров на улице Митрофанова, который в итоге бийские власти расторгли. Причем изначально мирно и без претензий, хотя из упомянутой суммы было освоено лишь 1,1 млн рублей. Это поставило под угрозу исполнение нацпроекта, в связи с чем в адрес мэра наукограда Александра Студеникина вносилось предостережение.

Несмотря на это, судя по довольно крупным и свежим контрактам субподряда, вокруг ДСУ-1 создается видимость деятельности. В связи с этим стоит отметить, что помимо Алтайского края компания также выполняла работы в других регионах, к примеру, на Урале. В октябре 2019 года ГКУ «Управление автомобильных дорог» Свердловской области заключило с бийской фирмой договор на реконструкцию моста через реку Таборинка стоимостью 177,8 млн рублей. Работы должны были завершиться до начала 2021 года. В итоге сроки отодвинули ровно на год, следует из данных портала Госзакупок. Они завершились лишь в декабре прошлого года. Судя по предъявляемым заказчиком претензиям, подрядчик допускал серьезные просрочки и мог не работать в течение трех месяцев. В итоге компании начислили 7,8 млн рублей пени. При этом итоговая стоимость контракта увеличилась до 203,5 млн рублей.

На этом фоне стоит добавить, что после введения процедуры внешнего управления в процесс о банкротстве ДСУ-1 вступили новые кредиторы со своими требованиями, которые гораздо больше, чем уже утвержденная сумма. Претензии организаций варьируются от нескольких тысяч рублей до десятков и сотен миллионов. Среди наиболее крупных отметим претензии новосибирской строительной компании ООО «Ред Волл» на 11,2 млн рублей, бийского ООО «Продтовары» (занимается торговлей продуктами) - на 18,1 млн рублей, а также бийского ООО «Компания-ДС» - на 191,5 млн рублей. Известно, что у этой организации имеется конфликт с «Дорожно-строительным управлением № 1» и некогда напрямую связанным с ним бывшим замминистра транспорта региона Валерием Никитюком. Руководство этого общества было заявителем о возможном хищении автомобилей через аффилированные лица, которое в итоге не подтвердили следственные органы, но усмотрели признаки незаконной предпринимательской деятельности в действиях на тот момент еще действующего чиновника.

При этом у самого ДСУ-1 также есть должники. Крупнейшим дебитором является скандально известное новосибирское АО «Сибмост», которое было признано банкротом в мае 2020 года. Оно должно управлению 187,7 млн рублей. Судя по разбирательствам между компаниями, бийские дорожники нередко выступали субподрядчиками на дорожных контрактах этой организации.

На фоне таких крупных требований дальнейшее оздоровление ДСУ-1 в рамках процедуры внешнего управления кажется более туманным, даже при наличии крупных договоров субподряда. Впрочем, обоснованность этих претензий арбитражу еще предстоит установить. Помимо этого, положение компании ухудшается на фоне связи с Никитюком, который некоторое время был акционером ОАО, председателем совета директоров и занимал другие высокие должности. Дорожная фирма приняла его после возвращения из Омска, где он был руководителем казенного «Управления дорожного хозяйства Омской области». Более того, преданность компании он также показал в 2012 году, когда был отстранен от должности первого заместителя начальника и главного инженера КГКУ «Алтайавтодор» за заключение контракта в интересах ДСУ. Тем не менее, дорожник сумел добиться своего возвращения на пост через суд.

Как следует из годового отчета эмитента за 2019 финансовый год, в первой половине 2020 года он еще был председателем совета директоров. В августе того же года губернатор Виктор Томенко назначил его заместителем министра транспорта, а после ухода его руководителя Александра Дементьева, которого сейчас судят за взятки, Никитюк стал врио главы ведомства. Несмотря на то, что информация об интересе правоохранительных органов к происхождению автопарка чиновника распространялась на протяжении многих месяцев, Никитюк уволился по собственному желанию лишь в феврале 2022 года.

Кроме того, к бийскому дорожному предприятию также неоднократно предъявлялись претензии в связи с невыплатой зарплат. В последний раз надзорное ведомство сообщало о подобном факте 28 марта. Тогда в период с декабря 2021 по февраль 2022 годов организация задолжала своим 75 сотрудникам в общей сложности 4,6 млн рублей. В результате надзорный орган добился погашения долгов, а в отношении руководителя фирмы, коим до привлечения внешнего управляющего являлся Сергей Нагорнов, было возбуждено административное производство по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение сроков выплаты заработной платы). Отметим, что в последнем заседании судебного процесса о банкротстве было отмечено отсутствие долгов перед работниками.

Помимо Валерия Никитюка бийское дорожно-строительное управление подарило краю и других менеджеров, которые до сих пор работают в отрасли. Например, в период 2018-2019 годов предприятием руководил Владимир Кучерук. Сегодня он занимает пост начальника ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ», которое, в частности, курирует бийскую зону. Кроме того, в актуальный на сегодняшний день список аффилированных лиц АО был внесен Юрий Анатольевич Куликов. Вероятно, он может приходиться родственником нового руководителя скандально известного ООО «Дорожные знаки Алтая» (ДЗА) Анатолия Семеновича Куликова, которое до недавнего времени было связано с предпринимательницей Евгенией Гущиной, а в последние месяцы изменило состав учредителей. Более того, в ЕГРЮЛ общества указано, что теперь оно находится в Москве.

При этом можно проследить и другие связи между ДЗА, ДСУ-1 и Гущиной. Ранее она была учредителем ныне ликвидированного ООО «Сигма», директором которого был Павел Черенцев. Менеджер также вошел в список аффилированных лиц бийского предприятия. До него этим обществом руководил Василий Попов. Он является одним из учредителей и руководителем барнаульского ООО «Научно-технический центр «Дорожные технологии». После претензий к «Дорожным знакам Алтая» именно эта фирма получила контракт на нанесение разметки в Барнауле стоимостью 20 млн рублей.

Между тем наблюдатели обращают внимание, что ДСУ-1, как и ряд других крупных компаний, участвовало в создании инфраструктуры на территории особой экономической турзоны «Бирюзовая Катунь». Сейчас состояние объектов, введенных несколько лет назад, привлекло внимание прокуратуры и следкома в связи с выявленным нарушениями, которые не позволяют резидентам нормально функционировать. В настоящий момент, как пояснили в ответах на запросы «Банкфакса» в ведомствах, речь идет о коммунальных объектах водоснабжения, водоотведения и канализации, введенных в эксплуатацию в 2015-2017 годах.

Известно, что одной из подрядных организаций, которая участвовала в создании турзоны, была крупная строительная компания «Селф». В частности, прокуратура отмечала, что в ее отношении сейчас ведется проверка. В самой же фирме «Банкфаксу» сообщали, что никаких претензий заказчик в те годы не предъявлял, а о выявленных нарушениях ее на момент публикации не уведомили. Также фигурантами уголовного дела могут стать представители Госинспекции и бывшие управленцы ныне ликвидированного ОАО «Особые экономические зоны» (ОЭЗ).

В связи с этим стоит отметить, что помимо «Селфа» в инфраструктурных проектах «Бирюзовой Катуни», в частности, участвовало и ДСУ-1. Помимо строительства подъездной дороги к турзоне в 2009-2010 годах стоимостью более 200 млн рублей, предприятие также работало и на территории самой ОЭЗ. Оно прокладывало внутриплощадочные дороги с ливневой канализацией, сетями уличного освещения и стоянками. Имеются ли претензии к этой части обустройства БК, пока неизвестно. Не исключено, что в рамках масштабного разбирательства могли быть затронуты и другие направления работ. В самом дорожно-строительном управлении уточнить информацию о взаимодействии с правоохранителями и прокуратурой в этом вопросе «Банкфаксу» не удалось. В связи с этим в адрес краевого управления по туризму, Алтайкрайимущества и самой управляющей компании турзоны были направлены запросы. Планируется выяснить, какие объекты были сданы в обозначенный период, и какие подрядчики были их исполнителями.

Также добавим, что в БК в те годы работал и с треском обанкротившийся «СтройГАЗ», резкий уход которого оставил после себя ворох долгостроев, который теперь приходится разгребать другим строительным организациям. Например, Государственный художественный музей Алтайского края на площади Октября в Барнауле, возведение которого вновь затянулось, в том числе по причине последствий работы предыдущего подрядчика, Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер в Новоалтайске, а также ледовая арена «Алтай» на проспекте Сибирском, 52, завершение которой, вероятно, сдвинется с мертвой точки в этом году.

В БК один из на тот момент флагманов строительства возводил производственно-эксплуатационную базу, автостоянку, внутриплощадочные сети водоснабжения для производственных нужд по контракту на 161,9 млн рублей, заключенному в 2011 году. Судя по дальнейшим судебным разбирательствам, здесь все прошло совсем не гладко. К примеру, в 2016 году ОАО «ОЭЗ», выступавшее заказчиком, взыскало со «СтройГАЗа» 22,5 млн рублей за невыполненные по договору работы. Данное решение устояло во всех инстанциях, следует из картотеки арбитражного суда. В дальнейшем и самому АО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» удалось отсудить более 30 млн рублей неустойки за проблемный объект производственно-эксплуатационной базы. Такие тяжбы продолжались еще несколько лет. Не исключено, что помимо уже известных обстоятельств следствие обратит внимание и на другие направления работы по освоению средств в БК.