Найти тему
Soldado Channel

Один из самых необычных офицеров Русской армии времен Первой мировой войны, Георгиевский кавалер - чем он выделялся среди других

Если говорить о героях Русской армии Первой мировой войны, то одним из самых необычных был, без сомнения, единственный известный чернокожий солдат Российской империи на тот момент - Марсель Пля. Более того, он отметился не просто цветом кожи, но и своим героизмом, шутка ли - это человек был Георгиевским кавалером.

Марсель Пля. Источник фото: https://vk.com/wall636727380_1572
Марсель Пля. Источник фото: https://vk.com/wall636727380_1572

К сожалению, в биографии этого забытого героя много белых пятен, но все же кое-что известно. Родился он в 1890 году на территории Французской Полинезии, так что никаким негром из Африки, как дуалами многие, Марсель Пля не был. В Россию он прибыл в 1907 вместе со своей матерью году, устроившейся работать нянькой. Когда парень подрос, то женился на русской девушке, у него появился ребенок. При этом Пля сохранял именно французское гражданство, и когда грянула Первая мировая война, то он по всем правилам должен был отправится служить во Францию, однако предпочел связать свою жизнь с Русской армией.

В Русской армии Марсель Пля был определен на службу военным водителем, но там находился недолго, вскоре его перевели в Императорский военно-воздушный флот. Там он успел побывать на 2 должностях сразу - был и мотористом, и пулеметчиком на самолете. Именно в авиации и прославился Марсель Пля как невероятный храбрец. Ниже будет несколько примеров из его послужного списка.

Самолет "Илья Муромец". Источник фото: https://vecherka.spb.ru/?p=22733&nw=1607263124000
Самолет "Илья Муромец". Источник фото: https://vecherka.spb.ru/?p=22733&nw=1607263124000

Дело было 13 апреля 1916 года. Тогда бомбардировщик "Илья Муромец" отправился на задание по уничтожению объектов на железнодорожной станции Даудзевас. В ходе выполнения задачи самолет подвергся обстрелу со стороны противника, командир Авенир Костенчик был ранен и потерял сознание, а сама машина получила тяжелейшие повреждения. Положение было критическим. Кто-то из экипажа занялся перевязкой командира, но куда пропал Марсель Пля? Это поняли чуть позже. Оказывается, на полном ходу он вылез из самолета, перебрался на крыло, и в таком состоянии устранил повреждения двигателей, благо что они не были совсем уж серьезными. И все это, повторюсь, в ситуации, когда машина лишилась командира, потеряла часть двигателей, и медленно, но верно все шло к беде.

Через какое-то время Марсель Пля благополучно забрался обратно в самолет. Командир уже пришел в себя, да и в целом экипаж оклемался. Кто-то даже нашел силы пошутить: "Марсель, ты ведь должен был лететь к земле самостоятельно"! А так бы и было, не удержался бы он на полном ходу на крыле, если бы не привязал себя крепко-накрепко к одной из стоек. Так или иначе, а машина благополучно добралась до родного аэродрома и села. Как выяснилось, на самолете было 70 отверстий от снарядов и осколков, и это просто чудо, что в таком состоянии "Илья Муроме" приземлился. Это было бы невозможно без Марселя Пли, которого за подвиг наградили Георгиевским крестом III степени и присвоили звание старший унтер-офицер.

В ноябре того же 1916 года Марсель Пля в одном из вылетов находился на месте кормового стрелка "Ильи Муромца". В какой-то момент на самолет начали набрасываться вражеские истребители. Они атаковали с высоты, но Пля раз за разом отбивал их атаки пулеметной очередью. Как итоге - на его счету в том бою 2 уничтоженных истребителя, остальные разбежались.

Из газеты тех лет. Источник фото: https://m.games.mail.ru/pc/articles/feat/pyaterka-otvazhnyh-bezumcev/
Из газеты тех лет. Источник фото: https://m.games.mail.ru/pc/articles/feat/pyaterka-otvazhnyh-bezumcev/

Тесно сотрудничал Марсель Пля и с талантливейшим конструктором Игорем Сикорским. Полинезиец-герой внес множество предложений по улучшению отдельных узлов самолета "Илья Муромец", большинство из которых Сикорский осуществил в более поздних модификациях этой модели самолета.

Марсель Пля был настоящим героем русской авиации той войны. К сожалению, всех обстоятельств его службы мы сегодня не знаем, как не знаем и за что он получил остальные свои Георгиевские кресты. Известно, что в 1918 году, после всех известных революционных событий в России, он вернулся во Францию, где вновь оказался в армии. Ушел из жизни Пля в 1951 году.

Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.