Картину «Смерть комиссара» художник Кузьма Петров-Водкин посвятил гражданской войне в России. На картине изображён смертельно раненный комиссар, который упал на руки ординарца. На заднем плане изображены красноармейцы, один из которых лежит на земле, а другие уходят вдаль. Картина стала воплощением "трёхцветия", так как при её создании художник использовал зелёный, голубой и охристый цвета.
Полотно было написано мастером к десятилетию Рабоче-крестьянской Красной армии в 1928 году. Для художника Кузьмы Петрова-Водкина, который безоговорочно и сразу принял Октябрьскую революцию, тема красноармейцев была очень близка и естественна. Петров-Водкин писал «Смерть комиссара» в двух вариантах: в первом варианте (который находится в Москве Третьяковской галерее) комиссар умер, а во втором варианте, который сейчас перед вами, комиссар ещё жив.
Не секрет, что советское искусство (в живописи, в литературе, в кино, и в том числе в лице Петрова-Водкина) часто романтизировало гражданскую войну. Частично мы можем это наблюдать и на данной картине, где гибель комиссара поэтизирована художником, но при этом невольно заставляет зрителя задуматься о целях и смысле происходящего. Картина наполнена символическим началом и тревожным ощущением опасности, связанной с социальной катастрофой, роль которой исполнила гражданская война.
Работа «Смерть комиссара» ознаменовала завершение философского этапа в живописи Петрова-Водкина, заняв центральное место в позднем периоде творчества художника и став одним из важных произведений советского изобразительного искусства. В 1978 году в СССР была выпущена марка с репродукцией картины Петрова-Водкина «Смерть комиссара». Картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.