Наткнулась на очень интересную подборку изображений Николая Васильевича. Нет сил держать, хочу поделиться с вами, потому что он с первого же портрета такой, каким я его никогда не знала. Ну правда, Гоголь – это вот тот несуразный застенчивый и чуть сумасшедший мужчина с темным каре, смотрящий на нас с портрета чуть насупившись и не зная, куда себя деть. А тут... нет, тут не только такой.
Это единственный вполне достоверный портрет Гоголя петербургского периода, когда «Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли писателю широкую известность. Залихвацкая внешность, а? А какой задор во взгляде! И ух этот чуб... А нос какой, а галстук как повязан! Щеголь! Посчитаю за вас – Николаю Васильевичу здесь 25 лет.
На этом портрете Гоголь читает «Мертвые души» в доме Нащокиных в Москве. Говорят, он захватывал внимание публики, жестикулируя и интонируя во время чтения. К этому моменту, кстати, Николай Васильевич опубликовал уже сборник «Миргород», написал несколько самых значимых произведений, но пока не опубликовал. «Мертвые души» пока еще тоже только у него в руках.
Моллер нарисовал и этот портрет, и тот, который известен больше всего. И еще парочку. Гоголь здесь картинно закутался в плащ. Картина находилась до 1941 года в Государственном русском музее в Ленинграде, где она сейчас – нет данных.
Современники считают, что именно этот портрет максимально правдиво изображает писателя. Оригинал портрета Гоголь подарил Жуковскому, затем художник сделал копию, которую Гоголь подарил М. П. Погодину. Первый портрет в 1898 году поступил в Русский музей, а второй – в Румянцевский музей, затем передан в Пушкинский дом.
Эта картина писалась три раза. Первую Гоголь подарил своей матери, до 1941 года она передавалась через поколения в семье Гоголей, в 1949 году была передана в Полтавский историко-краеведческий музей, дальнейшая судьба неизвестна. Копия, которую исполнил тот же художник, хранится в Третьяковской галерее. Есть еще одна копия, которую сделал все тот же Моллер, она хранится в Институте русской литературы.
Нет, ну вы только посмотрите на эти щеки. Это же совсем другой человек, чем тот, которого мы видим на портрете выше. Круглолицый, в распахнутой рубашке и желтом халате поверх. Уютный и добрый. Неужели это он придумал Вия? Этот портрет, кстати, хранится в Государственном русском музее.
7 лет до смерти Гоголя. Скулы, твердый взгляд, породистость, расслабленный и уверенный способ держать трость. Здесь помимо Гоголя сняты Орлов, Рамазанов, Бейне, Глебов, Лавеццари, Моллер (!), Шурупов, Нотбек, Штенберг, Михайлдв, Левицкий, Монигетти, Бравура, Ставассер, Мокрицкий, а также натурщица Мариучча.
Необычный взгляд на Гоголя, да? А ведь художник все тот же, просто техника другая. Куда делись щеки и доброта с портрета выше?.. Тут совершенно другой человек как будто бы. Миниатюра хранится в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике Абрамцево.