Найти тему
Доктор у руля

Самостоятельно «переобуваете» автомобиль? Отлично! А дополнительный осмотр при этом делаете?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала «Доктор у руля»!

В этой статье, рассчитанной в основном (но не только) на начинающих водителей, я расскажу о том, как обычную сезонную замену шин/колес превратить в достаточно полноценный диагностический осмотр элементов и деталей автомобиля, находящихся в непосредственной близости от колес, который вы вполне сможете провести своими силами. Не придирайтесь к терминам, суть, я полагаю, вам понятна.

Вместе с плановой самостоятельной заменой комплекта колес очень желательно выполнить несколько манипуляций, которые позволяют оценить состояние многих узлов и агрегатов вашего любимого автомобиля. Заметьте, что не в каждом шиномонтажном сервисе сотрудник сделает это, тем более без напоминания и бесплатно…

Плюсы самостоятельной смены комплектов колес очевидны: хорошая разминка для любителей этого дела, экономия средств, в очереди на шиномонтаж стоять не нужно. Эта манипуляция, включая и монтаж, и осмотр, несложна и не требует опыта, не отнимет много времени и сил, но пользу принесет существенную. Любая работа, сделанная самостоятельно, принесет кроме пользы, еще и удовлетворение, уверенность в том, что с автомобилем все в порядке, т.к. вы это проверили сами.

Меняя колеса, попутно можно провести ревизию не только подвеске, но и рулевому управлению вместе с трансмиссией. Не секрет, что возможность заехать на яму или подъемник для осмотра и диагностики есть в наше время далеко не у каждого водителя. У меня лично нет такой возможности, ранее были эстакады, доступные для всех желающих, но сейчас они платные…

Что и как можно оценить?

1. Состояние кузова

Перед тем, как поднимать автомобиль с упором в порог, убедитесь, что он выдержит эту нагрузку. Если коррозия сильно повредила кузов, то порог может не выдержать и получить повреждение.

Предупреждением станет наличие хруста при попытке подъема автомобиля. В такой ситуации под домкрат лучше подложить доску длиной 40-70 см. Тогда давление распределится равномерно на большую часть порога, колесо удастся поменять без потерь со стороны кузова. Впоследствии следует думать о плановой замене или ремонте порогов.

2. Вращаем колесо

На вывешенном колесе проверяем несколько важных для безопасности моментов. Колесо без привода должно вращаться легко, мягко, без хруста и посторонних звуков. Допускается лишь легкий шелест тормозных колодок по диску. После умеренного толчка рукой колесо должно совершить несколько оборотов. Если при вращении слышен гул или хруст — изношены подшипники. Это опасная неисправность (заклинивание подшипника на ходу может привести к блокировке колеса), требуется срочный ремонт (замена подшипника).

Если колесо тяжело провернуть рукой, требуется дополнительный осмотр тормозных механизмов.

На приводных колесах слегка гудящий подшипник услышать трудно: колесо из-за сопротивления приводов (ШРУС) и элементов в коробке передач вращается нелегко. При сомнениях и если вы понимаете, что делаете, то можно при заведенном двигателе кратковременно включить передачу и немного раскрутить колесо, при этом звуки усилятся и можно их внимательно послушать и оценить. Автомобиль при этом должен быть зафиксирован на месте очень надежно. Недопустимо при вращении колеса подтормаживание диска колодками (лишь легкое касание).

3. Покачивание колеса в двух плоскостях

Вывешенное колесо полагается покачивать в двух плоскостях. Взявшись руками сверху и снизу — в вертикальной плоскости, а взявшись с боков, соответственно, в горизонтальной. Будьте осторожны, не уроните авто с домкрата при таких действиях! Я рекомендую для надежности еще перед снятием колеса подставить страховочную подставку (второй домкрат и т.п.).

Покачивание в 2х плоскостях
Покачивание в 2х плоскостях

Таким образом, возможна оценка состояния подшипников (не всегда возможно, зависит от типа подшипника – на одной из моих машин подшипник просто «ревел», а люфта не было вообще), сайлентблоков, люфта в деталях рулевого механизма, состояния шаровых опор.

4. Снимаем колесо и смотрим дальше

Осмотрите на наличие повреждений снятое колесо, а также то, которое планируется к установке. Оцените остаточный размер протектора.

Оцените остаток ресурса тормозных колодок (необходимо знать норму), а так же состояние тормозных дисков.

Рукой слегка покачайте тормозной суппорт — должна ощущаться небольшая подвижность. Это подтверждает, что не закисли направляющие суппорта и поршень в цилиндре.

Трещины на тормозном шланге - замените его.
Трещины на тормозном шланге - замените его.

Осмотр тормозных шлангов на наличие трещин, резких перегибов и следов тормозной жидкости проводите неспешно! Заодно осмотрите резиновые пыльники направляющих пальцев суппорта. Проверьте наличие резинового колпачка штуцера прокачки тормозов.

5. Простой визуальный осмотр

Должны быть целыми и без следов подтеков смазки пыльники шаровых опор, наконечника рулевой тяги, пыльники стойки стабилизатора поперечной устойчивости, посмотрите на целостность и гофрированный чехол рулевого механизма.

Простой осмотр много решает и не будет лишним никогда.
Простой осмотр много решает и не будет лишним никогда.

Ниша колеса автомобиля должна быть сухой, любые подтеки должны насторожить. Нигде не должно быть даже следов смазки. Проверьте, а нет ли подтеков жидкостей и масел из двигателя и коробки передач. Бывает, что именно при снятом колесе некоторые из них становятся заметны.

Обязательно проверьте детали кузова на наличие коррозии. Проверьте надежность крепления установленных пластиковых подкрылков, укрепите, при необходимости до установки колеса.

Итак, вы уверены, что все в порядке?

В таком случае смело устанавливайте летние колеса (сейчас по сезону) и осторожно опускайте автомобиль с домкрата. Уже при окончательно снятом домкрате необходимо окончательно проверяем затяжку колесных болтов/гаек с применением динамометрического ключа и знаний по регламенту момента затяжки! Осталось привести в соответствие давление в колесе и можно отправляться в путь.

Вы лично проверили машину, что может быть прекрасней. Однако наличие определенного багажа знаний и умений для перечисленных манипуляций все же требуется. «Дешевле» и «я все могу сам» не должно граничить с безумием!

Не стоит полагаться на свои силы, если у вас совершенно нет опыта в подобных делах! До начала самостоятельных работ можно и нужно пригласить знающего товарища, несколько раз наблюдать за работой мастера в сервисе, ознакомиться с литературой по ремонту и обслуживанию автомобилей и только потом самостоятельно что-то делать со своим автомобилем!

Надеюсь, что статья была вам интересна и полезна. Ставьте «палец вверх», подписывайтесь на мой канал. Пиши свои замечания по теме в комментариях, обсудим и станем опытнее!

Всем здравия и ровных дорог!

#авто #полезные советы #автосервисы #транспорт #безопасность #правила дорожного движения #гибдд #пдд #штраф

Предлагаю и другие статьи моего канала:

Каким должно быть давление в шинах в летнее и зимнее время.

Влияет ли музыка в автомобиле на безопасность движения? Вы удивитесь!

Когда уже можно менять резину на летнюю? Вношу ясность в вопрос.

При движении со скоростью 114 км/час там, где ограничение 90, штраф не пришел. Поиск истины.

Ты не мужчина, если у тебя нет штанги… Так ли это в XXI веке?

Превышение скорости в городе: признак мастерства или глупость?