Найти тему
Бегущая по волнам

Система vs семейники

Нет, я не про красные труселя, я про детей. Тех, кто находится на «со», на семейном обучении. Они же сошники, домашники, семейники.

Собственно, термины и режим дня могут быть разные, а суть одна – дети не ходят в государственную или частную школу, а получают образование другими путями. 

Я всеми руками за такой подход, действительно зачем тратить время на то, что скучно и не нужно. Однако хочу поделиться некоторыми наблюдениями.

Адепты со на все лады хвалят свои находки, делятся крутыми и главное бесплатными курсами / ресурсами. Успевают на драмкружок и на рисование, в музей к Косте Куксину и на английский с носителем. Вот только они как-то умалчивают или не замечают одни важный факт.

Почти все дети-семейники – люди творческого или гуманитарного склада. Нет, есть ещё особая категория спортсменов, но они всегда учились по своим программам, с них и спрос иной. 

Да, прекрасные дети-семейники действительно многое успевают. Они даже могут интересоваться астрономией или биологией, с удовольствием решать учебник Петерсон, собирать роботов на ардуино, программировать на пайтоне, но … Они не идут в МФТИ на теоретическую физику, не спешат в МГУ на мехмат или ВМК, не стоят в очереди на химфак. И кстати не выигрывают серьёзный заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по этим предметам. 

Я, конечно, немного лукавлю. На самом деле те, кто выигрывает Всеросс и попадает в международную сборную, тоже не ходят в школу, а чаще просто числятся в ней, работая по индивидуальному плану. 

Но они всё-таки люди системы, а семейники всеми силами работают против неё.

Почему так происходит? 

Готового ответа у меня нет, но видимо без системы с математикой, физикой, серьёзными life science не получается. То есть ты можешь достичь определённого успеха, а дальше тупик. Даже самостоятельное прорешивание всех задач прошлых лет не даёт резко продвигаться вперёд. Только система с тренерским штабом из определенных людей и большим опытом. 

– Позвольте, – скажет кто-то, – но рождаются же великие гении, которым не нужно натаскивание, которые действительно могут горы свернуть в этих ваших нестандартных задачках.

– Да, рождаются. Но зачем ходить так далеко. Попробуйте дать задачку с заключительного этапа Всеросса по математике или физике доктору наук. Не пробовали? А я пробовала. 

Он непременно ее решит, только за несколько часов, а чаще за день-два-неделю и совершенно сумасшедшим способом, понять который сможет только другой доктор наук.

Олимпиаднику же нужно решить за несколько часов несколько таких задач. То есть его натренированный мозг в принципе должен работать по-другому.

– Но это ж так далеко от жизни…, – продолжит мой воображаемый оппонент.

– Возможно. Но так уж вышло, что старшекласснику дают всего 1 шанс на то, чтобы поступить в ВУЗ его мечты. Речь про российский ВУЗ.

Он, конечно, может потратить целый год на подготовку к ЕГЭ, а потом из-за какой-нибудь ерунды потерять заветные баллы. А может все эти годы развиваться в олимпиадном движении и иметь несколько шансов. 

Сильный ученик с олимпиадной подготовкой непременно где-нибудь победит. На худой конец займёт 3 место в олимпиаде 3 уровня, а это даст ему те же заветные 100 баллов.

– Что же делать, неужели всех нужно вернуть в школу и заставить участвовать в олимпиадах?

– Нет, конечно. Но по крайней мере, знать статистику и помнить, что математикам, физикам и многим другим в определённый момент придётся искать себе подходящую систему.