Найти тему
Владимир Андреев

Длинный нос задумчивой души...

Премьера 29 сентября 2011 года.

Калужский драматический театр открыл очередной театральный сезон долгожданной премьерой спектакля «Сирано де Бержерак».

Разговоры о постановке главного режиссера театра Александра Плетнева в театральной среде региона шли почти год. Высказывались версии о компиляции великой пьесы Эдмона Ростана с «Тремя мушкетерами», со спорным во многом киносценарием Эдуарда Володарского «Прощай, шпана замоскворецкая», но талантливый и непредсказуемый Плетнев обхитрил всех театральных комментаторов.

-2

«Сирано» варианта нашего театра вышел во многом исключительно классической постановкой. На мой взгляд, Александр Плетнев выбрал самый правильный ход. Гениальность ростановского «Сирано» не требует никаких «подпорок». Ситуация самодостаточна, и главное, что необходимо, – максимально правдиво и понятно её изложить. С этим в спектакле нет проблем. Яркие костюмы, стандартная для постановок декорация и практически не сокращенный текст пьесы дают возможность полностью погрузиться в увиденное. Даже исключительно (по нынешним меркам) длинный первый акт спектакля - около двух часов - не воспринимается тяжело.

Вопросы возникают по поводу музыкального сопровождения постановки. Первые аккорды меня, если честно, повергли в состояние некоего дежавю. Я, грешным делом, подумал: а не перепутали ли музыканты партитуры? «Дом солнца» моментально предстал перед моими глазами. Ан нет, на сцене персонажи Ростана. Нет, конечно же, использовать лютню для придания атмосферы Франции 16-го века, быть может, не обязательно, однако роковые тембры и ударник, заглушавшие подчас реплики актеров, мне по крайней мере мешали.

-3

С большим интересом я ожидал финала спектакля. Не секрет, что многочисленные варианты постановок сходятся на постулате луны и креста. Взять хотя бы недавнюю постановку этой пьесы в Театре Моссовета, где Сирано-Домогаров, смертельно раненный, поднимается по ступеням к большому кресту. Художник-постановщик нашего спектакля Максим Железняков не избежал влияния стандартов. В финале Сирано предстает в профиль на фоне яркой луны (того одиночества, к которому он стремился, где бы, может быть, нашел умиротворение), и в левом нижнем углу кокетливой тенью мы видим тот же крестик. Ребята, не забудьте, мы говорим о жизненном кресте персонажа!

Героико-романтическая пьеса невозможна без поединков и боёв. В спектакле их три. Первый – «поэтическая дуэль». Второй бой - с «сотней противников», и третий – полуминутная военная схватка. Режиссер спектакля Александр Плетнев неоднократно во многих интервью говорил о привлечении к постановке сценических драк московского специалиста. В результате то ли специалист оказался не таким уж и специалистом, то ли актеры наши потеряли резвость, но кроме как сонными мухами их, уж простите, в сценах боев назвать нельзя. Впечатление сдачи экзамена на третьем курсе театрального вуза по сцендвижению.

-4

«Солнце в крови» - так обычно характеризуют маститые критики роль Сирано. Применяя сей термин к роли калужского Сирано – актера Дмитрия Денисова, я бы сказал, «рассвет в крови». Безусловно, для актера это подвиг. Дмитрий, на мой провинциальный взгляд, сумел «разбить стеклянную колбу», вырваться из присущего ему «играния внутри». Его Сирано достоверен и правдив. Правда, быть может, несколько рафинирован, быть может, чуть излишне «правилен». Верные эмоции, точные жесты, правильные ударения в словах… Умом и взглядом понимаешь и принимаешь его Сирано, а вот сердце, увы, временами молчит. Здесь, вероятно, уместно сказать: эта роль Дмитрия Денисова либо точно окрепнет, когда исчезнет премьерная нервозность и текст «ляжет», либо развалится напрочь. Очень хочется надеяться, что последнего не произойдет.

-5

Среди прочих актеров, занятых в этом спектакле, не могу не отметить блистательную работу Игоря Корнилова (Кристиан де Невильет). В роли Кристиана, изображаемого обычно тупым красавчиком и не более, Игорь сумел найти зацепки, позволяющие с большим интересом следить за переживаниями его персонажа. Я бы даже сказал, на сегодняшний день его Кристиан частенько затмевает Сирано.

Окидывая мысленным взглядом всю постановку, я с большим удовольствием отмечаю, что нынешнее открытие сезона не ушло в свисток. Добротный и, хочется верить, «долгоиграющий» «Сирано де Бержерак» уверенно заявил: наш Калужский драматический театр держит высоко поднятую несколько лет назад творческую планку. Сходите на «Сирано», вы не пожалеете.

Владимир АНДРЕЕВ.
Фото автора.