Найти в Дзене

Клинический случай атопического дерматита и генерализованного демодекоза взрослой собаки

Э.Н. Масимов, к.б.н., главный ветеринарный врач Центра ветеринарной дерматологии «Свой Доктор»/ИВЦ Запад, Москва Н.А. Масимов, д.в.н., профессор кафедры эпизоотологии и организации ветеринарного дела, ФГБОУ ВО МГАВМиБ – МВА имени К.И. Скрябина, Москва Демодекоз собак – это тяжело протекающее кожное заболевание, вызванное чрезмерной пролиферацией клеща Demodex canis. Несмотря на наличие нескольких вариантов терапии, эта болезнь представляет собой серьезную проблему для ветеринарных врачей в плане ее долгосрочного лечения и контроля, поскольку некоторые лекарственные средства могут быть неэффективными или токсичными [1]. Демодекоз – воспалительное, паразитарное заболевание собак, которое характеризуется повышенным количеством клещей в волосяных фолликулах, придатках и на поверхности кожи, что часто приводит к фолликулиту, фурункулезу и алопеции [2]. Клещи рода Demodex являются частью нормальной фауны кожи и часто присутствуют в небольшом количестве. Патология же развивается тогда, когда

Э.Н. Масимов, к.б.н., главный ветеринарный врач Центра ветеринарной дерматологии «Свой Доктор»/ИВЦ Запад, Москва

Н.А. Масимов, д.в.н., профессор кафедры эпизоотологии и организации ветеринарного дела, ФГБОУ ВО МГАВМиБ – МВА имени К.И. Скрябина, Москва

Демодекоз собак – это тяжело протекающее кожное заболевание, вызванное чрезмерной пролиферацией клеща Demodex canis. Несмотря на наличие нескольких вариантов терапии, эта болезнь представляет собой серьезную проблему для ветеринарных врачей в плане ее долгосрочного лечения и контроля, поскольку некоторые лекарственные средства могут быть неэффективными или токсичными [1].

Демодекоз – воспалительное, паразитарное заболевание собак, которое характеризуется повышенным количеством клещей в волосяных фолликулах, придатках и на поверхности кожи, что часто приводит к фолликулиту, фурункулезу и алопеции [2]. Клещи рода Demodex являются частью нормальной фауны кожи и часто присутствуют в небольшом количестве. Патология же развивается тогда, когда количество клещей возрастает, а иммунная система не может контролировать это количество [2]. Demodex являются строго специфичными к хозяевам паразитами. Новорожденные животные получают клещей от матери в первые 2–3 дня после рождения, возможность внутриутробной передачи полностью исключена [3].

Существует несколько форм заболевания, а именно генерализованная и локализованная формы.

Локализованная форма – критерием считается наличие пяти или менее очагов кожных поражений, при этом целиком не поражена ни одна часть тела или более одной лапы.

Генерализованная форма – это уже более шести очагов поражения, или если поражена целиком, хотя бы одна часть тела (например морда) или более одной конечности [3]. По мнению ряда авторов (Белова С., 2011; Патерсон С., Тобиас К., 2013), демодекоз чаще встречается у чистопородных собак. Представленный клинический случай в данном материале это подтверждает. В то же самое время, исходя из практики авторов, количество собак-метисов, у которых диагностировано данное заболевание, неуклонно растет.

Локализованная форма встречается у щенков и молодых собак не старше 2-х лет, в 90% случаев болезнь исчезает спонтанно, в течение 2–4 месяцев. Считается, что способствующими факторами могут быть пубертат, стресс, эндопаразитозы, течка, беременность. Генерализованный ювенильный демодекоз является наследственным заболеванием, передаваемым аутосомальным рецессивным геномом [3].

Истинный генерализованный демодекоз взрослых собак встречается редко, но, как правило, ассоциирован с серьезными заболеваниями (эндокринные нарушения, злокачественные новообразования) или иммуносупрессией вследствие применения препаратов химиотерапии, кортикостероидов. Если первопричина генерализованного демодекоза у взрослых собак остается не найденной или взятие ее под контроль является невозможным, шансы на успешное лечение крайне малы [3].

Микроскопия глубоких соскобов кожи является стандартным методом выявления клещей. Параллельно может быть использован тест клейкой лентой. Редко используется взятие биопсии. Биопсия применима для собак с характерным строением кожного покрова, в частности у собак породы шар-пей.

Методы лечения, описанные большинством авторов, применялись длительное время с успехом. В то же самое время, ветеринарным врачам приходилось помнить о токсических эффектах действующих веществ, а также о длительности применения препаратов. В подавляющем большинстве случаев использовались такие действующие вещества, как мильбемицин (0,5 мг/ кг, per os, каждые 12 часов), ивермектин (0,3–0,6 мг/кг per os, каждые 24 часа), моксидектин (0,2–0,4 мг/кг, per os, каждые 24 часа), а также растворы амитразы (обработки всей поверхности тела 0,025% водным раствором амитразы 1 раз в две недели) [3, 4].

Токсические эффекты описаны довольно подробно. Высокие дозы амитразы могут увеличивать эффективность, но имеют тенденцию быть ассоциированными с увеличением риска побочных реакций. Часто сообщаемые побочные эффекты включают временный седативный эффект в течение 12–24 часов, особенно после первого курса лечения, и у некоторых собак появляется зуд. Симптомы токсичности иногда наблюдаются у собак при использовании высоких доз ивермектина [3, 5, 6].

В последние пять лет все большую популярность приобретают препараты группы изоксазолинов. Препараты данной группы получили широкую популярность у ветеринарных врачей, у владельцев собак из-за ряда положительных качеств. В частности, изоксазолины отлично подходят для смешивания, поскольку не наносятся на кожу и таким образом никоим образом не конфликтуют с другими веществами. Сам препарат начинает действовать через 4 часа после применения. Особенно важно отменить большое количество описанных исследований против демодекоза.

ОПИСАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ

Собака, породы миниатюрный бультерьер, кобель, возраст на момент первичного обращения 5,5 лет, не кастрирован. Первично пациент поступил на прием в хирургическое отделение ИВЦ по причине подозрения на паралич гортани, стеноза голосовой щели. В результате проведенных диагностических и лабораторных процедур пациенту была проведена операция по постановке трахеостомы. Через 5 месяцев после первого клинического случая владельцы собаки обратились по причине усиленного зуда, покраснений кожи, шелушения. Пациенту в условиях Центра ветеринарной дерматологии была проведена в течение 2 месяцев диагностика причин зуда, где был выявлен атопический дерматит. Пациенту была проведена внутрикожная проба (Рис. 1, 2), а также было назначено проведение аллерген-специфической иммунотерапии.

Рис. 1. Собака при проведении внутрикожных аллергопроб
Рис. 1. Собака при проведении внутрикожных аллергопроб
Рис.2. Собака при проведении внутрикожных аллергопроб
Рис.2. Собака при проведении внутрикожных аллергопроб

Пациент хорошо ответил на лечение нестероидными и стероидными иммуносупрессивными препаратами, а также положительно ответил на аллерген-специфическую иммунотерапию. Пациент находился в стадии контроля зуда. В то же самое время, пациенту было необходимо повторное хирургическое вмешательство по причине удаления трахеостомы, пластики кожи. Через 6 месяцев, после того как у пациента был взят под контроль зуд и заболевание атопический дерматит, данная процедура была проведена. Из-за операционных осложнений пациент провел в реанимационном отделении клиники ИВЦ около 3 дней, где применялись различные препараты для стабилизации состояния собаки, в том числе и глюкокортикостероиды, а также препараты для седации, анальгезии. Владельцы отметили, что зуд у собаки появился сразу после стабилизации состояния и выписки из стационара. При этом аллерген-специфическая иммунотерапия проводилась своевременно. Пациент поступил на прием через 7 дней после проведения операции. У собаки отмечались признаки пододерматита, гиперемии в паху, в подмышечных впадинах (Рис. 3, 4, 5).

Рис. 3. Собака, до лечения
Рис. 3. Собака, до лечения
Рис. 4. Собака, до лечения
Рис. 4. Собака, до лечения
Рис. 5. Собака, до лечения
Рис. 5. Собака, до лечения

Была проведена диагностика, в том числе и глубокие соскобы кожи, в которых был обнаружен Demodex canis во всех полях зрения (Рис. 6). Проведенная цитология с поверхности кожи выявила воспаление кожи, связанное с бактериальной инфекцией, которая являлась вторичной. В цитологии были выявлены нейтрофилы, кокки, а также клетки крови. Установлен диагноз «вторичная поверхностная пиодерма».

Рис. 6. Demodex canis, обнаруженный у пациента при проведенииглубокого соскоба
Рис. 6. Demodex canis, обнаруженный у пациента при проведенииглубокого соскоба

В данном случае, пациент уже не получал терапию, связанную со стабилизацией общего состояния, или терапию, необходимую для устранения отечности мягких тканей.

Учитывая анамнез пациента, возраст, а также исходя из того, что первопричина была устранена, прогнозы на выздоровление были хорошими. Пациенту был поставлен диагноз «генерализованный демодекоз». В качестве лечения был предложен афоксаланер, препарат ФронтлайнНексгард. Важно отменить, что препарат не применялся в монорежиме. Кроме ФронтлайнНексгард были также назначены местные обработки шампунями для контроля пиодермии. Системная антибиотикотерапия не назначалась.

Исследования эффективности афоксоланера показали, что при пероральном применении афоксаланер был эффективен для лечения собак с генерализованным демодекозом в течение двухмесячного периода [6].

В текущем клиническом случае препарат был назначен в дозировке 37,5 мг, исходя из рекомендованных в исследовании 2,5 мг/кг [6]. Вес пациента на момент обращения по данной патологии составлял 15 кг. Препарат собака получала на регулярной основе, с интервалами в 14 дней.

Применение ФронтлайнНексгард раз в две недели основано на фармакокинетических свойствах афоксоланера и использовалось с целью быстрого достижения равновесной концентрации в крови. Лечение с применением заявленной дозы три раза с интервалами в две недели было сочтено безопасным, так как такой план терапии использовался в исследовании безопасности Фронтлайн Нексгард у целевых животных [6].

После первого приема препарата у собаки существенно улучшилось состояние кожного покрова, зуд снизился. При повторном визите через 7 дней владельцы отметили снижение покраснения кожи, улучшение визуального состояния собаки (Рис. 7, 8). При повторном визите через 1 месяц у пациента полностью исчезли признаки заболевания, зуд полностью отсутствовал. Успех терапии, конечно же, связан с хорошим уходом со стороны владельцев, регулярно выполнявших рекомендации. Особую роль также стоит выделить в контроле барьерной функции кожи, которая регулировалась местной обработкой шампунями.

Рис. 7. Собака, на 7 день после лечения
Рис. 7. Собака, на 7 день после лечения
Рис. 8. Собака, на 7 день после лечения
Рис. 8. Собака, на 7 день после лечения

ВЫВОДЫ

Данный клинический случай показал эффективность пероральной лекарственной формы афоксоланера для быстрого сокращения числа клещей и значимого сокращения клинических симптомов у собаки. Необходимо отметить простоту использования афоксаланера, в отличие от других групп препаратов. Немаловажным фактором в выборе ФронтлайнНексгард для практикующего ветеринарного врача может стать отсутствие в препарате белков животного происхождения. Последнее актуально для пациентов с пищевой непереносимостью.

В целом препарат ФронтлайнНексгард дает новые возможности в лечении пациентов с различными формами демодекоза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Graphitis, Rakesh Ranjan, Kirti Dua, Sujata Turkar, Harkirat Singh, and L. D. Singla. Successful management of refractory cases of canine demodicosis with homeopathy medicine., J Parasit Dis. 2014 Dec; 38(4): 417–419.
  2. Karen Helton Rhodes, Alexander H.Werner, Small animal dermatology Second edition, 2011 by Blackwell Publishing Ltd.
  3. С. Белова, Демодекоз собак, журнал Vetpharma #5-2011.
  4. Patrick J. McKeever, Richard G. Harvey, A color handbook of skin diseases of the dog and cat, 1998, Iowa state university press.
  5. Scott DW., Miller WH., Griffin CE.: Muller and Kirk's Small Animal Dermatol 6th Edition, W.B. Saunders Company, Philadelphia, 2001.
  6. Beugnet et al. Efficacy of oral afoxolaner for the treatment of canine generalized demodicosis, PARASITE, 2016, 23, 14.