Больше 30 лет назад появилось добровольное медицинское страхование. За это время между страховыми компаниями и клиниками сложились тесные отношения. Накопленный опыт позволяет говорить о необходимости изменений.
С какими трудностями сталкивается частная медицина и какие возможности есть для решения об этом мы поговорили с коммерческим директором сети «Клиника К+31», генеральным директором «К+31 Сити» Артёмом Мелиховым.
Несовершенство страховой системы
Речь не только об ОМС, но и ДМС. Существующая модель ограничивает действия клиник и пациентов. Это камень не в сторону страховщиков, а проблема системы в целом.
В стране действуют медицинские стандарты образца 1993 года. По отдельным заболеваниям они отсутствуют. Клиники сталкиваются с новыми вызовами и часто опираются только на рекомендации международного профессионального сообщества, которые значительно шире российских стандартов.
Принцип страховой системы в США – человек ежемесячно откладывает деньги. Страховщик собирает средства, берёт за расчётное ведение дел, учитывает свой риск.
Деньги можно потратить на любую терапию, включая, например, онкологию головного мозга. Это осознанная ответственность – откладывать деньги на лечение, независимо от того нуждаешься ты в нём в данный период или нет.
В российской системе трудовых взаимоотношений работодатель берёт на себя обязательства, когда подключает сотрудника к ДМС. Мало людей, которые самостоятельно подписывают такие договоры в конкретной клинике. Сформировался стереотип, что ДМС – это ответственность работодателя.
Люди готовы платить 150 000 рублей за автострахование, но не вкладывать в безопасность здоровья.
Не просто покупают вещи, а могут копить на них годами. О здоровье задумываются в критический момент и, если он наступает, обвиняют систему в том, что не заботится о людях.
Если государство кардинально изменит принцип страхования, и гражданин должен будет отчислять деньги в том объёме, который необходим для лечения в любой ситуации, то снова система будет плохая в глазах населения. Так как принуждает платить за то, чего нет и, возможно, не понадобится. Это палка о двух концах.
Эффективно такая модель может работать при условии изменения общественного сознания и каждого гражданина в частности.
Свою роль в этом процессе могут сыграть частные клиники, предлагая программы ДМС и проводя разъяснительную работу с пациентами.
Проблема взаимодействия клиник и страховщиков
На рынке много медучреждений, которые грешат «раскруткой» страховщиков гипердиагностикой. На примере «Клиник К+31» выстраиваются партнёрские отношения.
Если страховщик посчитал, что в каком-то случае было вынесено ошибочное заключение, и на самом деле болезни нет или симптомы выражены слабее, то проводится медико-экономическая экспертиза. При этом учитываются российские и зарубежные практики, достигается консенсус.
Существует порядка 14 ассоциаций частных клиник, но нет единой повестки. У каждого свои задачи, стратегия. А у страховщиков есть ассоциация, они дружны, договариваются и обозначают вектор развития.
Проблема взаимодействия клиник и страховых компаний в том, что клиники находится в разном ценовом диапазоне.
Тем, кто позиционирует себя в системе «бизнес», будет трудно договориться с клиниками, работающими в сегменте «стандарт». Но законодательство и рынок меняются. Договариваться придётся, хотя эта проблема не одного года.
Важность ответственности
Медицинский бизнес один и самых сложных на рынке. Управленцы из других отраслей, отмечают, что практически нет правил.
Многое зависит от осознания личной и командной ответственности людей, с которыми вы заходите на рынок медицинских услуг. Необходимо понимание работать «вдолгую».
Частная медицина – это практика социальной ответственности. Что бы мы ни говорили о бизнесе, деньги всегда будут на втором месте. Первое – помощь пациенту. Если эти акценты расставлены правильно, то и финансовый успех будет.
Уважаемые читатели, а какие проблемы вы отмечали при взаимодействии частных клиник и страховщиков? Пишите в комментариях.
Читайте ещё: