Найти тему
Муслим Муслимов

Как частным медицинским клиникам строить взаимоотношения со страховщиками: проблемы и решения

Оглавление

Больше 30 лет назад появилось добровольное медицинское страхование. За это время между страховыми компаниями и клиниками сложились тесные отношения. Накопленный опыт позволяет говорить о необходимости изменений.

С какими трудностями сталкивается частная медицина и какие возможности есть для решения об этом мы поговорили с коммерческим директором сети «Клиника К+31», генеральным директором «К+31 Сити» Артёмом Мелиховым.

Фото © Муслим Муслимов
Фото © Муслим Муслимов

Несовершенство страховой системы

Речь не только об ОМС, но и ДМС. Существующая модель ограничивает действия клиник и пациентов. Это камень не в сторону страховщиков, а проблема системы в целом.

В стране действуют медицинские стандарты образца 1993 года. По отдельным заболеваниям они отсутствуют. Клиники сталкиваются с новыми вызовами и часто опираются только на рекомендации международного профессионального сообщества, которые значительно шире российских стандартов.

Принцип страховой системы в США – человек ежемесячно откладывает деньги. Страховщик собирает средства, берёт за расчётное ведение дел, учитывает свой риск.

Деньги можно потратить на любую терапию, включая, например, онкологию головного мозга. Это осознанная ответственность – откладывать деньги на лечение, независимо от того нуждаешься ты в нём в данный период или нет.

В российской системе трудовых взаимоотношений работодатель берёт на себя обязательства, когда подключает сотрудника к ДМС. Мало людей, которые самостоятельно подписывают такие договоры в конкретной клинике. Сформировался стереотип, что ДМС – это ответственность работодателя.

Люди готовы платить 150 000 рублей за автострахование, но не вкладывать в безопасность здоровья.

Не просто покупают вещи, а могут копить на них годами. О здоровье задумываются в критический момент и, если он наступает, обвиняют систему в том, что не заботится о людях.

Если государство кардинально изменит принцип страхования, и гражданин должен будет отчислять деньги в том объёме, который необходим для лечения в любой ситуации, то снова система будет плохая в глазах населения. Так как принуждает платить за то, чего нет и, возможно, не понадобится. Это палка о двух концах.

Эффективно такая модель может работать при условии изменения общественного сознания и каждого гражданина в частности.

Свою роль в этом процессе могут сыграть частные клиники, предлагая программы ДМС и проводя разъяснительную работу с пациентами.

Люди часто копят деньги на автомобиль, но о здоровье задумываются в критический момент. Фото автора Anna Tis Pexels, используется по лицензии Creative Commons
Люди часто копят деньги на автомобиль, но о здоровье задумываются в критический момент. Фото автора Anna Tis Pexels, используется по лицензии Creative Commons

Проблема взаимодействия клиник и страховщиков

На рынке много медучреждений, которые грешат «раскруткой» страховщиков гипердиагностикой. На примере «Клиник К+31» выстраиваются партнёрские отношения.

Если страховщик посчитал, что в каком-то случае было вынесено ошибочное заключение, и на самом деле болезни нет или симптомы выражены слабее, то проводится медико-экономическая экспертиза. При этом учитываются российские и зарубежные практики, достигается консенсус.

Существует порядка 14 ассоциаций частных клиник, но нет единой повестки. У каждого свои задачи, стратегия. А у страховщиков есть ассоциация, они дружны, договариваются и обозначают вектор развития.

Проблема взаимодействия клиник и страховых компаний в том, что клиники находится в разном ценовом диапазоне.

Тем, кто позиционирует себя в системе «бизнес», будет трудно договориться с клиниками, работающими в сегменте «стандарт». Но законодательство и рынок меняются. Договариваться придётся, хотя эта проблема не одного года.

Важность ответственности

Медицинский бизнес один и самых сложных на рынке. Управленцы из других отраслей, отмечают, что практически нет правил.

Многое зависит от осознания личной и командной ответственности людей, с которыми вы заходите на рынок медицинских услуг. Необходимо понимание работать «вдолгую».

Частная медицина – это практика социальной ответственности. Что бы мы ни говорили о бизнесе, деньги всегда будут на втором месте. Первое – помощь пациенту. Если эти акценты расставлены правильно, то и финансовый успех будет.

Уважаемые читатели, а какие проблемы вы отмечали при взаимодействии частных клиник и страховщиков? Пишите в комментариях.

Читайте ещё:

На что смотрят пациенты, когда выбирают клинику: 3 важных момента
Муслим Муслимов14 апреля 2022