Солютрейская культура или как ещё называют культура Солютре – археологическая культура верхнего палеолита юго-западной Франции и северной Испании, сменяющая ориньякскую и граветтскую культуры и генетически с ними не связанная. Появляется, если считать древнейшую стадию (протосолютре), в интервале между 22/21 и 19000 лет назад и исчезает, не дожив до 16000 лет назад. Эта культура занимала сравнительно маленький временной отрезок, но сумела оставить после себя ряд интересных загадок и достижений. Культура выделена в конце 60-х годов XIX века Габриэлем де Мортилье во Франции и названа по стоянке Солютре (где обнаружены кости ок. 10000 диких лошадей).
Одна из загадок таится в происхождении культуры. Предположения о её мустьерском происхождении и восточном (из селетской культуры по сходству листовидных наконечников) скорее надуманы в силу огромного промежутка времени между искомыми культурами. С той же селетской культурой временной разрыв составляет 11000 лет, а мустьерской ещё больше. Сейчас солютрейскую культуру рассматривают как этап развития западноевропейских культур каменного века, возникший на местной основе. Солютрий относится к периоду между развитием граветтской и мадленской культур. Отчасти сосуществует очень короткий промежуток времени с граветтской, по некоторым данным до 16000 лет до н. э.
Природная среда, в которой обитали представители солютрейской культуры – таёжные леса и приледниковая тундра. Они охотники на крупных животных. Уже на этапе протосолютре появились листовидные, но только односторонне обработанные орудия и скребки. Но преобладали архаичные мустьерские формы дисков и скрёбел. Именно по этой причине предполагается, что солютре существовало намного раньше приведённой выше даты и возможно была синхронна позднему мустье.
Развитая стадия солютрейской культуры отмечена листовидными (лавролистными) великолепно обработанными наконечниками копий или дротиков, сделанных с большим совершенством путём обработки кремня с обеих сторон плоской чешуйчатой отжимной ретушью. Этот способ обработки кремня заключался в том, что с помощью костяного отжимника с поверхности орудия скалывались тонкие чешуйки. Способ отжимной ретуши зародился раньше, но достиг своего расцвета именно в солютрейскую эпоху.
Преобладают формы лавролистных или иволистных наконечников, наконечников с черенком и с боковой выемкой.
В поздней солютрейской культуре у наконечников появляется боковая выемка (это были скорее ножи с выемкой для упора пальца), а лавролистная форма их становится узкой.
У солютрейцев была развита и техника резьбы из кости – делались иглы для шитья.
Район распространения типичной солютрейской культуры - Средняя и Южная Франция. Самостоятельный центр распространения сходной культуры существовал в Восточной и Северной Испании и в Португалии.
К солютрейскому времени относятся некоторые памятники пещерной живописи, но их не так много, как ориньякских или мадленских.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции. Она была случайно обнаружена школьниками в 1940 году. Учитель школьников Леон Лаваль, которому они рассказали о пещере, пригласил археолога Анри Брейля, который позже напишет: "Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко — её Версаль". Сейчас в пещере Ласко обнаружено более 2 тысяч фигур. Среди них и этот пятиметровый бык - самое большое изображение, известное до сих пор среди наскальных фигур.
Среди других запечатлённых образов в пещере: голова лошади анфас, подобие человеческой фигуры с птичьей головой, а другие различные геометрические фигуры. Живописные и гравированные рисунки не имеют точной датировки, но считается, что они появились примерно в 18 – 15 тысячелетии до н.э.
Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». А. Леруа-Гуран считает, что пещера Ласко была культовым местом.
Другой не менее интригующей загадкой солютрейской культуры является гипотеза, получившая название «Солютрейская гипотеза». Согласно ей остатки солютрейской культуры проникли в Северную Америку, и являются виновниками появления 13500 лет назад культуры кловис в Америке. Кловис с солютрейской культурой сближают: похожие тонкие кремнёвые орудия, плоская отжимная ретушь, костяные иглы, совсем недавно применяемые у северных народов Америки. Как и почему носители солютрейской культуры перебрались в Америку из Западной Европы, требует отдельного рассмотрения и анализа в другой статье. Пока стоит отметить, что утверждения о безводном проходе через Англию, Исландию и Гренландию (напомню, солютрейская культура в Европе существовала в период ледникового пика, а значит именно в этот период, мировой океан, находился на самом низком уровне) не доказано. Также нет и генетических подтверждений этой гипотезы. В солютрейских образцах из Испании обнаружили митохондриальные гаплогруппы RO и U, обычные для палеолита Европы.
Археологический парк долины Коа (порт. Sítios de arte rupestre do Vale do Coa) — археологический комплекс с наскальными изображениями, относящимися к периоду от палеолита до неолита (в основном представлена солютрейская культура). Изображения были открыты в 1992 году в окрестностях города Вила-Нова-де-Фош-Коа на северо-востоке Португалии. В 1998 году петроглифы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На изображениях представлены разнообразные животные — кони, козы, вымершие (например, тур). Наиболее ранние из них датируются 20 тыс. лет до н. э.