Найти в Дзене
Добрый блогер

Деликатный вопрос - Кому принадлежит музыка?

Вряд ли будет преувеличением, если я скажу, что старые песни, причисляемые сегодня к категории ретро, пользуются очень большой популярностью, которая ещё и растёт. Однако, процессы, происходящие параллельно с этим, вызывают кое-какие вопросы, ответы на которые найти весьма непросто. Но мы попробуем.

О популярности этих песен свидетельствует неуменьшающийся поток зрителей на концерты советских ВИА. Вот об этих ансамблях и пойдёт речь.

Популярность этих коллективов была наивысшей в социалистические времена. Но с момента распада СССР уже прошло более тридцати лет. Само собой разумеется, что за такой срок составы ансамблей многократно менялись в силу разных причин. Участники переходили из одного ВИА в другой, становились сольными исполнителями, а в 90-е кто-то уезжал на Запад, кто-то менял профессию, чтобы выжить, некоторые спивались от невостребованности и даже умирали. Поэтому на сегодняшний день уже нет ни одного коллектива, сохранившегося в своём оригинальном составе. Под словом «оригинальный» подразумевается тот изначальный состав исполнителей, который участвовал в записи тех самых песен, ставших всенародно любимыми и не теряющих популярности до сих пор.

И вроде бы в этом нет ничего страшного или необычного. Да, всё течёт, всё изменяется, на смену одним приходят другие. Главное - чтобы жили песни. Но не так всё просто оказалось в реальности.

90-е годы ознаменовались, помимо всего прочего, резким спадом интереса к советской музыке, в результате чего большинство ансамблей распались и прекратили свою деятельность. Но наступили 2000-е, и народ, увидев, что новые музыкальные течения не оправдали его надежд, вновь обратил свои взоры к песням времён социализма. Спрос на ретро стал расти, и коллективы, когда-то бывшие легендарными, заметив эту тенденцию, стали постепенно возрождаться из пепла. Однако, процесс этот носил стихийный характер. Любой, кто раньше хоть какое-то время поработал в известном ВИА, считал себя вправе собрать свой состав и присвоить ему название того ансамбля, участником которого он когда-то являлся. Так появились несколько «Синих птиц», «Песняров», «Весёлых ребят», три или четыре «Пламени», парочка «Землян», «Ариэлей» и т.д. Доходило до абсурда, когда под именами известных коллективов выступали люди, не имевшие к ним ни малейшего отношения. Число «клонов» росло, и они всё больше друг другу мешали. Я в шутку назвал их «дети лейтенанта Шмидта». Но в отличие от персонажей «Золотого телёнка», их современные последователи не подписывали «Сухаревскую Конвенцию», поэтому в жанре ретро творился полнейший кавардак.

В 2010-х стали ужесточаться нормы авторского права, и вот тут уже развернулась непримиримая борьба за «место под солнцем». Ведь кушать хотели все, а использовать название мог по закону только один из претендентов. В действие вступил принцип «Кто первым встал - того и тапки». Те, кто оказались попроворней, бросились регистрировать бренды, ну а кто не успел - тот, как известно, опоздал. Но этот процесс тоже не обошёлся без абсурдных ситуаций - счастливыми обладателями некоторых громких названий стали лица, либо не имевшие к ним отношения, либо имевшие очень отдалённое. Начались судебные войны, в которых «законные» правообладатели расправлялись со своими конкурентами руками Фемиды…

Весь этот цирк был бы весёлым развлечением для публики, если бы не одно существенное «НО». В юридических разборках никто не подумал о зрителях, о тех, кто всей душой любит старые добрые песни и хочет их слушать. Ведь несмотря на всякие передряги, песни должны жить. И если на их исполнение никто не накладывает ограничений, то вот использование названий ВИА, с которыми эти песни неразрывно связаны, вызывает массу проблем и вопросов. И прежде всего - это качество исполнения. Ведь владелец эксклюзивного права может и не обременять себя этим нюансом. Он же - монополист, и волен поступать как ему вздумается. А что будет, к примеру, после его смерти? К кому перейдут права? К родственникам? И слушатели тогда вообще лишатся возможности сходить на концерт любимого коллектива? Об этом кто-нибудь подумал?..

Вот тут-то и встаёт в полный рост тот самый деликатный вопрос - а правильно ли то, что происходит в жанре ретро? Ведь сегодняшнее решение этого вопроса учитывает только материальные интересы владельцев брендов и не накладывает на них никаких обязательств в отношении качества. А не пора ли объявить советские ансамбли и их репертуар народным достоянием? Почему кто-то один, обладающий юридическим правом использования бренда в коммерческих целях, решает - кто и как будет эти песни исполнять?! А зрителей спросили? Или их мнение не интересует «правообладателей»?!.

На мой взгляд, в этом вопросе главным решающим фактором должен являться не юридический, а художественный. То есть, было бы неплохо создать некий орган в структуре Министерства Культуры, который выполнял бы роль этакого худсовета и решал бы - кто имеет право использовать названия советских ансамблей для официальной концертной деятельности. Для этого надо тем, кто действительно был в их составе, доказать факт своего участия, особенно - при первоначальной записи песен. А из тех, кто не был участником, можно на конкурсной основе выбрать наиболее подходящих и достойных. Таким образом было бы вполне реально представить зрителям продукт высокого качества…

Я лишь высказал свою личную точку зрения. Но мне интересно узнать мнение читателей моего канала на этот счёт. Как вы думаете - каким образом можно было бы решить этот деликатный и сложный вопрос? Пишите комментарии. Обсудим эту тему, если она вам интересна.

ЭТА ПЕСНЯ НИКОГО НЕ ОСТАВЛЯЕТ РАВНОДУШНЫМ... НЕПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ - Василий Савченко, Юлия Кадышева

#общество #культура #музыка #ссср #россия #знаменитости #звёзды #право #песни #психология